Синдром — раннего детского аутизма

29.07.2011

из опыта работа Центра психологии, развития и коррекции «СФЕРА»

Сейчас это заболевание уже достаточно распространено и для специалистов-практиков не является чем-то диковинным. С каждым годом количество детей с расстройством аутистического спектра (РАС) растет, если в 2000 г. в США таких детей было зарегистрировано 6.7 на 1000, то уже в 2006 – 8 на 1000человек (www.cdc.gov/mmwr). Среди мальчиков оно встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Приблизительно у 50-60% выявлено умственное отставание.

Это нейробиологическое заболевание, т.е. имеются комплексные мозговые нарушения, при которых затронуты не только отдельные компоненты мозга, но и связи между ними.

По определению детский аутизм — расстройство, нарушение развития головного мозга, характеризующееся трудностями при установлении эмоционального контакта с внешним миром, ограниченными интересами, повторяющимися действиями, аномальным развитием всех областей психики. Проявление вышеперечисленных признаков происходит в возрасте до 3 лет. У таких детей наблюдаются:

  1. Трудности в общении и взаимном социальном взаимодействии.
  2. Ограниченные интересы.
  3. Повторяющееся поведение.

По причинам, влекущим к появлению данного заболевания нет единого мнения. Самое распространенное связано с генами, оказывающими влияние на созревание синоптических связей в головном мозгу, либо редко возникающими мутациями, другие предполагаемые причины спорны. Выделяют негативные факторы воздействия в дородовой, перинатальный и послеродовой периоды. Например, к послеродовым факторам относятся:

  1. Вакцинация детей (25% родителей детей-аутистов винят вакцинацию).
  2. Тяжелые металлы.
  3. Загрязнение воздуха.
  4. Иммунные проблемы и т.д.

 

Родители могут заметить у своих детей симптомы аутизма уже в первые месяцы жизни. Ребенок будет слабо реагировать на свет, на звук погремушки, у него безразличный взгляд «мимо», издает одни и те же звуки, внезапно ребенок может панически испугаться любого предмета, он не откликается на свое имя, часами раскачивается в коляске или в кроватке, однообразно размахивает руками. Симптомы этого заболевания проявляются до 3 лет. До трехлетнего возраста такого ребенка относят к группе риска, а далее врачи выставляют диагноз.

В настоящие время не известны методы, полностью излечивающие аутизм. Не многим детям удастся перейти к самостоятельной жизни по достижению совершеннолетия. Поэтому, чем раньше начнется специальная терапия, включающая медикаментозное воздействие и психолого-педагогическую коррекцию, тем лучше они будут социально адаптированы. Эти дети изначально требуют особого к себе отношения. Здесь очень важна ранняя диагностика и вовремя начавшаяся многолетняя кропотливая коррекционная помощь, т.е. психолого-педагогическое сопровождение. В психологическом центре «СФЕРА» г. Брянска проводят коррекционную работу (осуществляют психолого-педагогическое сопровождение) с детьми с заболеваниями аутистического спектра. С такими детками у нас работают: психологи, эрготерапевты, коррекционные педагоги, музыкотерапевты, арттерапевты, логопеды, дефектологи, тренер по коммуникативным навыкам, специалисты АФК и др.; для родителей проводятся круглые столы, тренинги.

Шпаргалка для взрослых (правила работы с аутичными детьми)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Учитывать его реальный «эмоциональный», а не биологический возраст.
  7. Участвовать в коррекционной работе с ребенком двум взрослым (пр.: маме и папе). Один родитель – обеспечивает внешний контакт с малышом, а другой – помощник ребенка в плане реагирования, т.е. действует его руками, ногами, издает за него звуки, помогая ребенку высказываться и действовать.
  8. Важно, чтобы с ребенком занимались все члены семьи.
  9. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  10. Обеспечивать ребенку эмоционально окрашенный режим воспитания: режим положительного эмоционального комментирования (проговаривание всех происходящих действий, объяснение их смысла, установление связей между ними) и режим временной и пространственной организации жизни ребенка (Визуализация времени и пространства – оформление режима дня, расписание и т.д.).
  11. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  12. Определить и использовать сенсорные предпочтения Вашего ребенка (получая информацию в соответствии со своими сенсорными предпочтениями, ребенок дольше будет удерживать внимание, больше усваивать).
  13. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  14. Для повышения тонуса использовать игры со светом, водой, мыльными пузырями, мячом и др.
  15. Избегать переутомления ребенка.
  16. Тщательно подбирать игрушки, исключая те, которые могут его эмоционально травмировать.
  17. Мать должна излучать спокойствие, уверенность – это позволит привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контактов с ним.
  18. Необходимо постоянно подбадривать ребенка, подчеркивать его умения, силу, храбрость. Не фиксироваться на неудачах малыша, а верить в него и подчеркивать любые его успехи. (сост. к.псх.н. Осипова В.В.)

 

Осипова Виктория Валерьевна, канд. психологических наук,

ст. преп. БФ НГУ «ФКС и З им. П.Ф.Лесгафта»,

психолог, руководитель Центра психологии, развития и коррекции «СФЕРА»