Развитие детей с аутизмом
2.10.2011Из опыта работы Центра психологии и развития человека «Сфера» г. Брянск
Многочисленные исследования свидетельствуют, что регулярные занятия физической культурой несут огромную пользу для функциональных систем организма ребенка. Движение, занятия физкультурой — необходимое условие его правильного развития. Под воздействием физических упражнений становятся более прочными кости, суставы и связки, укрепляются мышцы брюшного пресса и спины, образуя естественный мышечный корсет, формируя правильную осанку. Занятия физкультурой благотворно сказываются на деятельности всех внутренних органов, особенно сердца и легких. Сердечные сокращения становятся более редкими, но более мощными. Легкие увеличиваются в объеме, их жизненная емкость повышается. В результате в организм поступает больше кислорода, полнее удаляется углекислота, то есть улучшается газообмен, усиливаются окислительные процессы, улучшается усвоение тканями питательных веществ.
Такие занятия чрезвычайно важны для детей с расстройством аутистического спектра. В прошлом номере ИБ мы рассказали о примерной схеме занятия по адаптивной физической культуре, сейчас хотелось бы более подробно рассказать о тех упражнениях, которые можно включать в занятия. Но, прежде чем начать целенаправленные занятия, надо выполнить ряд условий:
- проконсультироваться с педиатром, чтобы определить уровень допустимых физических нагрузок.
- определить уровень физического развития ребенка. Это вы можете сделать сами. Проследите насколько точные и ловкие движения вашего ребенка, может ли он самостоятельно пройти по бордюру, бегать, прыгать и т.д. Эти наблюдения помогут вам ориентироваться в сложности выбранных упражнений конкретно для вашего ребенка.
Занятия необходимо начинать с тех движений, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Новый материал следует вводить с осторожностью, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них.
Занятие строится по следующей схеме.
Часть 1
Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (массаж кистей рук, пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями).
Пример 1. Используется стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Ходим – ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и сосчитать.
Произнося 1–2 строчки, пальцем одной руки считаем пальцы другой руки, слегка прижимая подушечки; 3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; 5–6 – считаем пальцы в обратном порядке, слегка поглаживая их. Читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Пример 2. Насыпать в глубокую емкость крупу (пшено, манка, гречка и т.д.), спрятать несколько мелких игрушек (шариков, бусин) и попросить ребенка найти их. Если ребенок успешно справился с заданием, можно попросить его самостоятельно спрятать игрушки.
Пример 3. В две глубокие емкости налить воды разной температуры (теплой и холодной), в одну из емкостей положить мелкие предметы (игрушки, шарики, бусины) и попросить ребенка переложить их одной емкости в другую.
Пример 4. Сложите в непрозрачный мешочек несколько небольших предметов с различной фактурной поверхностью (деревянные, бумажные, стеклянные, ткань, металлические и т. д.). Разложите такие же предметы перед ребенком и предложите их ощупать, а наиболее понравившеюся предложите найти в мешочке, не подглядывая.
Часть 2
Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
Пример 1. Предложите ребенку поползать так, как он умеет. Исходя из увиденного предложите ему свои варианты ползания (на спине, отталкиваясь руками и ногами, отталкиваясь одновременно правой рукой и правой ногой, также левой; без помощи рук, без помощи ног, на животе отталкиваясь, руками и ногами, отталкиваясь одновременно правой рукой и правой ногой, также левой, без помощи рук, без помощи ног).
Пример 2. Натяните веревку на расстоянии 30–40 см от пола, повесьте на нее колокольчик и попросите ребенка проползти под веревкой, не задев ее (варианты ползания различные, например, как в прим. 1, можно разнообразить и проползти в тех же исходных положения ногами вперед или головой вперед).
Часть 3
Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять из различных исходных положений).
Пример 1. В исходном положении лежа предложите ребенку правой рукой погладить правую коленку, то же левой. Затем усложните задание и попросите дотронуться правой рукой до левой пятки (можно выполнять в различных исходных положениях).
Пример 2. Предложите ребенку поиграть, он должен пройти из одного угла комнаты в другой, выполняя ваши команды: «один шаг вперед, два прыжка влево, три шага вперед начиная с левой ноги и т. д.».
Часть 4
В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
Пример 1. «Мытье головы». Слегка расставить и немного согнуть в суставах пальцы. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз; возвратно-поступательным движением растираются в горизонтальной плоскости (2–5-й пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед).
«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений вдоль век от внутренних к наружным уголкам глаз (сверху и под глазами). После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики». Потереть область носа пальцами, наружной или внутренней стороной ладони до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого – 3–5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
Пример 2. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок.
«Бревнышко». Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться всем туловищем направо, затем налево как «бревнышко».
Пример 3. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 секунд задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать — плавно, избегая «толчков».
Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем — пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
Часть 5
При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.
Пример. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Задания и упражнения необходимо подбирать так, чтобы ребенку было максимально комфортно их выполнять. Время занятия может варьироваться от 30 до 60 минут, в зависимости от возраста ребенка, его самочувствия, настроения, настроя на занятие.
Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.). Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка и уровня его развития.
Торопынина Виктория Викторовна,
ведущий специалист по адаптивной
физической культуре и эрготерапии
Центра психологии
и развития человека «Сфера», г. Брянск.
тел. 8-906-500-3920;8-950-691-7350.