Оксана Ремез: «Позвольте детям быть гениями!»
16.11.2011«Любой человек — гений, когда есть возможность проявиться его природным склонностям и способностям. И здесь главное не мешать человеку быть человеком с психологической, биологической и социальной точки зрения». — Мы продолжаем публиковать цикл материалов, посвящённых Году ребёнка на Брянщине, и сегодня обсуждаем психологические проблемы современных детей с психологом Оксаной Ремез.
— Оксана Игоревна, как детский психолог на проблемах какого возраста вы специализируетесь?
— Дошкольный и младший школьный возраст, а также младший подростковый возраст. Хотя иногда ко мне на занятия приводят детей начиная от полутора лет.
— И в каком же возрасте детская психика наиболее уязвима?
— В своей работе с детьми я использую комплексный подход, (в этом отношении мне повезло с учителем), потому как некоторые психологические проблемы, которые проявляются в дошкольном или младшем школьном возрасте, возникают ещё во время внутриутробного развития или в момент рождения. Самый уязвимый возраст? Психика ребёнка в каждом возрасте уязвима, но по-разному.
Сейчас много детей рождается в результате стимулированных родов, кесарева сечения, многие дети не выдерживают испытания вакцинацией. Всё это откладывается на хрупкой психике и физиологии малыша. Рассмотрим самый распространённый случай — кесарево сечение. Как известно, во время родов формируется механизм преодоления. При этом важно, чтобы ребёнок сам посылал химический сигнал материнскому организму, когда он готов появиться на свет. С началом первых схваток малыш как бы говорит своей маме: «Я готов выбраться на свет, я сам так решил! Только дай мне ещё немного времени собраться с силами…» При этом каждая новая схватка вызывает у ребёнка страх, ему нужно время, чтобы привыкнуть к этой ситуации, овладеть собой перед лицом опасности, т. е. выработать механизм преодоления. И в дальнейшем он будет использовать этот механизм в стрессовых ситуациях и таким образом во взрослой жизни преодолевать стресс и любая ситуация опасности, неизвестности, затруднения уже не будет заставать врасплох. Более того, чтобы стимулировать развитие младших дошкольников, рекомендуют родителям использовать систему «страха-восторга» (игры в «пугалки»).
При стимулировании родов или кесаревом сечении у ребёнка появляется некое чувство утраты — эффект потерянного дома. Как во время цунами. А ещё желание вернуться в тот спокойный и тихий мир, из которого малыша так стремительно «выгнали». Эти переживания становятся базовыми. В будущем, когда человек столкнётся с опасностью, он просто решит уйти от неё, а не преодолеть (растеряется или ничего не будет делать). Механизма-то нет… В ситуации страха может спасти и бегство, которое проявляется в гиперактивном поведении — распространённом психологическом расстройстве у современных детей. Когда реакция бегства есть, это уже хорошо, но её не достаточно для социальной адаптации ребёнка. Всё время от всего бежать и постоянно испытывать психическое напряжение и двигательное беспокойство, с трудностями сосредоточения на чём-то одном, тоже патология. Всё равно в основе лежит страх и чувство опасности, конечно если речь не идёт о химическом отравлении веществами, включающимися в настоящее время в плановые прививки (разрушение тканей нервной системы и мозга будет внешне выглядеть примерно также).
Психологические и психические проблемы могут возникнуть у детей в возрасте до 2–3 лет во время длительной госпитализации. Особенно если малыш попадает в реанимационное отделение без мамы. Это относится и к первым часам после родов. Для благополучной детско-родительской связи необходимо маме и ребёнку снова узнать друг друга кожей (не позднее 8 часов после родов). Правильно сразу после родов кожей к коже прикладывать ребёнка к матери и дать возможность ему сосать грудь. Сосательные движения обеспечивают благополучный запуск процесса грудного вскармливания и нормальное отделение последа в следующих стадиях родов. Более того, при грудном вскармливании интенсивно сокращается матка, что приводит женскую фигуру в норму. Учёные выделяют особый критический возраст у детей, когда ребёнок не может длительное время находиться без мамы. У каждого малыша — своё внутреннее время. Например, четыре дня в возрасте 3 лет, он может потерпеть, подождать, а потом начинаются необратимые изменения, вплоть до ранней детской аутизации, ухода в себя. Этого нельзя допускать! То горе, которое испытывает ребёнок, решивший, что потерял мать, «консервирует» его эмоциональную систему и развитие человека останавливается. Чем меньше ребёнок, тем короче становятся критические периоды расставания с матерью.
Ещё одна опасность — ранние прививки. В моей практике было пятеро детей, которые благополучно развивались до полутора-двух лет, а затем, после прививок, переставали держать голову, также у них появлялись необратимые изменения в психике. Диагноз — ранний детский аутизм. Прививка КДС, которая делается младенцам в первый день после рождения имеет побочные действия, одно из них в том числе аутизм. Иногда после прививок дети долго не могут научиться говорить… Ведь что такое по сути прививка? Это «малая» болезнь, а также набор химических элементов, крайне опасных для организма (ртутьсодержащие соединения, алюминий, формалин, формальдегиды и другое). В пособиях по иммунологии, посвящённых прививанию детей, среди побочных эффектов вы обнаружите на ровне с повышением температуры и аутизм, умственную отсталость, трудности сосредоточения, разрушение нервной системы, сопровождающееся постоянным беспричинным криком, парализация и т. д. Прививки, конечно, могут быть полезны, когда делаются качественной вакциной с составом которой вы ознакомлены, но делать их следует с огромной осторожностью и желательно после трёх лет, при чём не все! Наравне с АКДС самой опасной и вредной считается прививка от гепатита. Главное, помнить — собственный иммунитет формируется у ребёнка в возрасте до одного года благодаря естественному кормлению грудным молоком. И в это время с прививками лучше не злоупотреблять — пусть у ребёнка сформируется хоть какой-то собственный иммунитет, в то время как прививочный постоянно исчезает и действует только на ту форму микроорганизмов, против которой выработана вакцина. А вирусы мутируют!
К тому же многие мамочки сейчас отказываются от кормления малыша грудным молоком. По этой причине не формируется контакт между матерью и ребёнком, нет чувства близости и безопасности, которое должно в результате стать базой для развития ребёнка в дошкольном возрасте. Дело в том, что интеллект и эмоциональная сфера развиваются в возрасте до 6 лет исключительно на базе благополучной эмоциональной привязанности и близости с матерью. Это также базовый механизм, без которого нет развития. В этом возрасте ребёнок должен сформировать базу безопасности, приобрести ощущение того, что мир открыт, помощь всегда доступна, а окружающие доброжелательны. С помощью постоянного телесного контакта, он учится осознавать себя, свои состояния, границы своего тела и у него уже появляется база для саморегуляции. Но, к сожалению, зачастую чувство безопасности не формируется, потому что мамы вынуждены рано выходить на работу после декретного отпуска и доверяют воспитание своего ребёнка родственникам, няням. Более того, между ребенком и матерью может стать стена утрат и нарушений в динамике развития семьи: аборты, невынашивание, любая потеря детей. И это неизбежно искажает материнское восприятие, всю её эмоциональную и мотивационную сферу, отдаляет от детского мира, нарушает взаимопонимание со своими детьми. В этом случае показана психотерапия или работа с психологами.
— Для чего по сути ребёнку необходимо чувство безопасности?
— Для дальнейшего развития. Чувство безопасности даёт малышу возможность манипулировать предметами, активно познавать мир – чувственные, звуковые и зрительные параметры предметов, действий и пространства (в норме мама называет всё, что делает ребёнок и его действие связывается с словом). Так закладываются основные понятия, которыми будет манипулировать сначала его фантазия, потом воображение, а за ним мышление – всё в своё время. К двум-трём годам ребёнок должен привыкнуть, что взрослый человек в лице мамы — это абсолютно чуткое, отзывчивое существо, которое общается с ним на равных или даже немного превозносит его.
— А эгоист из такого отпрыска потом не вырастет?
— Нет, вырастет уверенный в себе, самодостаточный человек! Существует такое понятие, как «психологическое сопровождение» ребёнка. В идеальном случае мама не должна тянуть ребёнка за собой, не должна общаться с ним свысока. Подобно тому, как земля выталкивает растение, мудрая мама «выталкивает» в будущее своего малыша, говорит ему: «Ты выше, ты сильнее, ты умнее!» Изначальное позитивное кодирование, когда мама говорит постоянно ребёнку что он хороший, умный, принимает, одобряет его действия, создаёт условия, чтобы они действительно были эффективными и всячески стимулирует его познавательную и исследовательскую активность в возрасте до 3 лет способствует формированию хорошей самооценки. Затем на базе этого в последующие два года через открытый контакт с внешним миром формируется уверенность в своих силах через одобрение и стимулирование родителями «сильных действий». Детям в этом возрасте крайне важно слышать от родителей, что он самый сильный, быстрый, смелый, меткий, сообразительный и так далее. Позитивное программирование — важнейшая материнская функция. Словесные формулы: «я хороший»- к трём годам, «я самый сильный», «самый быстрый», «самый изобретательный» — к пяти годам, должны стать святой верой ребёнка. Да и вообще за каждым новым механизмом, новым навыком ребёнок бежит к маме. И если не выработан механизм взаимодействия со взрослым, ребёнок не воспринимает старших как равных, как помощников. Скорее он их воспринимает как непонятных, грозных, чужих, запрещающих. Отсюда постоянное чувство страха, тревоги, робости, чувство собственной неэффективности, двигательная активность и задержки в развитии.
— Позитивное программирование, как вы сказали, главная функция матери, а какова при этом функция отца? И вообще, какую роль играет папа в формировании личности ребёнка?
— Осознание ребёнком отца появляется в течение первого года его жизни, когда папа носит своего малыша на руках. Поэтому мамам очень рекомендую побольше отвлекаться на свои дела и почаще вкладывать ребёнка в руки пап. Ведь именно через телесный контакт появляется чувство близости и родственности у отца с ребёнком, и отцовское самосознание тоже.
Кроме того, папы более стабильны в эмоциональном плане, более устойчивы психически — поэтому, чувство стабильности и надёжности дают нам папы. При контакте с отцом у ребёнка появляется больше шансов почувствовать состояние надёжности. Считается, что состояние защищённости и безопасности ребёнку даёт мама, а состояние надёжности — папа. Образно выражаясь, тогда в доме есть и пол и стены.
Как известно, мальчики хотят быть похожими на своих отцов, а девочки общаясь с папой, формируют свою женскую идентификацию. Все женские роли: матери, жены, женщины — формируются у девочек на основании такого общения. Папа говорит: «Какая ты красивая!», «Какая ты хорошая хозяйка, как мама!», «Какая ты аккуратная и нарядная!» — и у девочки формируется представление о себе — будущей женщине и модель взаимоотношений мужчины и женщины.
То же самое и в отношениях с сыновьями: важно замечать маленькие победы своего ребёнка, поддерживать и позитивно программировать его, позволять участвовать во взрослых делах и даже… иногда проигрывать ему! Например, позволить победить себя в игре, и мальчик поймёт — если уж он папу своего победил (такого большого и сильного!), то и со сверстниками он легко справится. К слову, насилию в детском коллективе подвергаются именно те дети, которые не могут «за себя постоять», то есть те, которых обижали в семье, и чья воля, уверенность в своих силах сломлены.
И ещё… чем больше папа включён в процесс воспитания ребёнка, тем больше он чувствует себя счастливым в семье. Если же мама его постоянно устраняет или идёт на поводу его первичной «отцовской» паники, то папа, как правило, изолируется, начинает испытывать страх, собственную неэффективность и обиду. Кстати, это может стать в результате причиной конфликтов в семье.
«В каждом маленьком ребёнке…»
— Настоящая проблема современности — гиперактивность детей. С чем она связана и как проявляется?
— Симптомы гиперактивного поведения: постоянное двигательное и душевное беспокойство, чувство паники, нарушения внимания, памяти. Различают два вида гиперактивности: неврологическую (когда имеются определённые физиологические нарушения) и психологическую, связанную с невыносимостью ситуации страха, угрозы. Мы будем говорить о втором варианте. Мы, взрослые, когда нервничаем, например, можем походить по комнате, перемыть посуду, покричать, погрузиться с головой в работу или физическую деятельность, т. е. каким-то образом преодолеть стресс. Дети так делать не умеют — у них только-только начинают формироваться так называемые механизмы деятельности. Им остаётся лишь двигаться, чтобы напряжение не скапливалось в организме в больших дозах и не разрушало его. Напряжение тем больше, чем меньше ребёнок осознаёт себя, свои потребности, чем меньше он умеет (игровая деятельность, как правило, совсем не развита у таких детей). Родители, чаще всего считают, что ребёнок должен играть сам по себе и для них всегда удивительно сообщение о том, что навыки игровой деятельности передаются по наследству от старших к младшим, в совместной игре. Родителям необходимо играть с детьми, если они хотят, чтобы их дети были способны к деятельности вообще. А если не умеют, то учиться этому. Именно в игре на разных возрастных уровнях ступень за ступенью закладываются основные базовые механизмы адаптации и успешности в разных социальных ролях и деятельностях.
— А почему раньше проблема гиперактивности не являлась столь актуальной?
— Одна из причин гиперактивного поведения — неразвитость деятельности, в том числе и игровой. Раньше вся детская культура была построена на преемственности, что сказывалось и на формировании эффективности человека. Старшие дети учили младших, ребята много времени проводили в играх со сверстниками. Сейчас этого нет: наличие одного ребёнка в семье, планирования семьи стало нормой, живое общение с ровесниками заменяет компьютер… Возникает огромная пропасть между поколениями, оттого и не вырабатываются навыки и способы преодоления страхов, отработанные старшими поколениями, искажаются у взрослых представления о детстве, воспитании и как результат — гиперактивность, которая для меня равна понятию крайняя неэффективность. Простой пример: детская игра «Выбивало» формирует лабильность психики, то есть способность переключать внимание, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, терпимость к ситуации опасности. Вот и подумайте, играл ли когда-нибудь ваш ребёнок в «Выбивало»?
Или ещё одно проявление ригидности (противоположности лабильности) — ночные кошмары, когда человека преследует нечто ужасающее его, а он не может убежать, не владеет собственным телом. По сути, это тоже отсутствие механизма преодоления. Как мы уже упомянули, существует и другая причина гиперактивности — побочные эффекты от химического воздействия.
— В известном фильме «Человек дождя» рассказывается история героя, страдающего аутизмом. Это психическое заболевание, характеризующееся отстранением от окружающей действительности, погружением в мир собственных переживаний, ориентацией на самого себя… Скажите, а на какой почве развивается ранний детский аутизм?
— Действительно, сейчас достаточно много детей с аутизмом, либо с проявлением некоторых его симптомов: страха перед пространством, людьми, погружением в себя, избеганием контакта, игнорированием людей, социальных ситуаций и любых смыслов, они не реагируют на обращения к ним. Дети с аутизмом не отвечают на вопросы взрослых, не смотрят в глаза, не терпят прикосновений, не принимают чужую инициативу, у них отсутствуют навыки обучаемости. И всё это из-за абсолютного отсутствия контакта с мамой, в связи с серьёзной психотравмой в раннем возрасте, либо при рождении, или же серьёзных органических нарушений и неполадок в нервной системе, например, после АКДС. (Выше мы уже упомянули факторы, влияющие на отклонения в развитии). Кстати, часто присутствует и то, и другое. Дело в том, что с биологической и психологической точки зрения именно мама должна защищать и оберегать ребёнка от разрушительных воздействий, поэтому и страдает база: отзывчивость и потребность в матери. Как я уже сказала, причиной аутизма может стать длительная госпитализация или иной разрыв с матерью – его социальная сторона. Например, до полутора лет женщина постоянно была рядом с ребёнком, а потом отвезла его на несколько месяцев к бабушке и не появлялась в жизни малыша год, а потом забрала к себе и ребёнок уже не видел бабушку. В результате эмоциональная сфера ребёнка законсервировалась: слишком больно терять родных людей (диагноз: аутизм). В связи с этим могут возникнуть необратимые последствия. Некоторые дети не способны пережить ситуацию разрыва или смертельной угрозы и застревают в ней на всю жизнь. Вообще, тема аутизма достаточно сложная. Ранее считалось, что это заболевание не корректируется, но сейчас уже можно говорить о случаях исправления ситуации в лучшую сторону. Что требуется от родителей и психологов? Упорная, кропотливая работа и терпение… Ведь ребёнок прежде всего должен простить тех, кто его однажды оставил или не смог защитить и научиться заново доверять, осваивать себя, окружающий мир, опираясь на самых родных, кому научился доверять. Хотя расконсервировать эмоции и сделать доступными для ребёнка его собственные чувства очень сложно. Но, как я уже сказала это социально-психологическая сторона данной проблемы. Конечно, нужно ещё обеспечить и вывод токсинов, разрушающих центральную нервную систему ребёнка. Разрушаются прежде всего речевые зоны мозга.
Конечно в этой проблеме родитель должен преодолеть чувство вины, уныния и неуверенности и направить все силы на использование всех возможных средств излечения и нахождения контакта с ребёнком как можно раньше.
— В век развитых технологий детям с ранних лет позволяют играть в компьютерные игры, регистрироваться в социальных сетях и прочее, прочее… Насколько это опасно для неокрепшего детского сознания?
— Замена компьютерными играми живого общения иногда становится причиной возникновения социальной дезадаптации и личной неэффективности, о которой я говорила ранее. Несмотря на то, что в играх также существует возможность моделирования реальности, ребёнок с неокрепшей психикой может в этой самой игровой ирреальности затеряться… Или, например, под воздействием игр у малыша неправильно сформируется представление о живом-неживом которое формирует мама. И в реальности ребёнок может перепутать сверстника с солдатом в игровой реальности. Хотя та же самая «войнушка» (виртуальный аналог игры — «стрелялки») позволяет «убить» страх перед взрослым, когда ребёнок в реальности «понарошку» играет с папой, учит контактировать на равных в благополучном эмоциональном режиме.
Гений-разрушитель
— Существует ещё одна не менее важная проблема — трудности с социальной адаптацией в детском саду, в школе. Каковы механизмы её преодоления?
— На сегодняшний день многие родители предпочитают отдавать детей в различные кружки, дошкольные группы и т. д. При этом зачастую детей в таких группах обучают простой манипуляцией с предметами и не более того. Это хорошо как дополнение к основному развитию.
На мой взгляд, лучший способ развития ребёнка — игра. Ведь в игре развиваются способности к лидерству, самоорганизации, постановке целей и задач, принятию решений, формированию правил поведения, развитию фантазии, воображения, внимания, памяти и способности моделировать внешний мир. И человек, не научившийся в детстве моделировать внешний мир в игре, постоянно попадает впросак, не успевает за изменением ситуации. Особенно когда взрослый никогда не сотрудничал с ребёнком в совместных игровых действиях. Это и есть социальная дезадаптация – отсутствие базовых навыков поведения в группе и со взрослым, неумение принимать и моделировать социальные роли, принимать и формировать правила деятельности или отношений. Поэтому я, как психолог, рекомендую родителям играть со своими детьми старыми «дедовскими» способами и всячески включать детей в разные «взрослые» деятельности, чаще советоваться и общаться с ребёнком. В общем, всячески передавать свой опыт и свои лучшие формы поведения (замечу, не измышления о том, как надо, а собственный пример нужного поведения, особенно в отношении ребёнка).
Каждый возраст характеризуется своей игрой. Например, в 4,5–6,5 года должны преобладать сюжетно-ролевые игры: доктор-пациент, продавец-покупатель, взрослый-ребёнок, начальник-подчинённый, учитель-ученик… И потом ваш ребёнок в 16 лет с уверенностью скажет, что может легко стать и поваром, и мастером, и доктором, и кем угодно, т. е. в любой профессии сможет достичь успеха. Более того. Он охотнее идёт в детский сад, чтобы играть с детьми. Ведь страшно то, что не знакомо.
Одновременно в игре закладывается понятие о правилах поведения. Вместо того чтобы внушать малышу правила, позвольте ему самому их создавать. Пусть он скажет вам, что необходимо сделать, каким образом играть, куда пойти гулять. А ваша реакция станет для него тем самым наглядным пособием для их выполнения.
— Кстати, о самоопределении…. Можно ли привить тягу к профессии с детства и как воспитать, например, талантливого математика, физика или изобретателя?
— Чтобы заложить у ребёнка способности к математике, нужно позволять ему… играть в разрушителя! Дело в том, что мышление состоит одновременно из анализа и синтеза. При синтезировании (изобретательстве, научной деятельности) мы воссоздаём нечто новое из уже имеющихся элементов. Нет элементов — нечего создавать. Будущий математик должен бить тарелки (хоть иногда!), ломать игрушки, разрушать башенки из конструктора, т. е. создавать для себя элементы для будущего синтеза, играя, вникать в суть предметов, анализировать окружающий мир.
Конечно, иногда родителей раздражает подобное поведение. Мы ведь хотим вырастить послушного, умного, аккуратного и способного к подчинению человека. При этом такие составляющие родительского воспитания как «подчинение» и «обучение порядку» образуют пропасть между мамой и ребёнком, формируют неврозы, задержку психического развития и полное отсутствие способностей к любым точным наукам. Человек, скованный в действиях, не способен моделировать мир, не способен творить, созидать, синтезировать, если хотите. В результате это приводит максимум — к диагнозам, минимум — к неудачам и внутренним страданиям.
— А если родители хотят видеть в своём ребёнке будущего музыканта, поэта, художника?
— Всё зависит от способностей самих родителей принимать спонтанные проявления ребенка и видеть даже в детских каракулях законченный образ. Я считаю, что каждый человек от рождения гений. Главное, не мешать ему развиваться и… побольше хвалить!
— Каковы, на ваш взгляд, идеальные условия для воспитания ребёнка — талантливого, психически здорового, развитого?
— Прежде всего это уважение, интерес к деятельности ребёнка со стороны его родителей и принятие идей о равенстве. Воспитывая, мы не подавляем, а передаём полномочия по мере готовности ребёнка.
— Какие советы вы обычно даёте родителям, желающим создать комфортный психологический климат для своего малыша?
— Проблемы не в детях, а в родителях. Мы, взрослые, сами должны избавиться от своих страхов, неуверенности, агрессии. Важно научиться направлять своё мышление в позитивное русло, тренировать собственное воображение, а ребёнок очень быстро сам всему этому научится на вашем примере. Дети — это зеркальное отражение взрослых. Какие мы, такие и дети. И если вы хотите обнаружить в ребёнке определённое качество характера или талант, посмотрите, есть ли они у вас и проявляете ли вы данные качества в общении с ребёнком.
Что касается советов, то они весьма простые. По возможности рожайте детей естественным способом, доверяя жизни и Богу, цените и берегите жизнь каждого вашего ребёнка, кормите ребёнка грудью, пока есть молоко, не покидайте детей на длительный срок, играйте с ними как можно больше! И если ваши действия дают позитивный результат, если вы чувствуете эмоциональное сближение с сыном или дочкой, то у вас всё в порядке. Если же вы периодически обнаруживаете в поведении своего малыша какие-либо проблемы, не затягивайте с обращением к психологу. Тем более, что в Брянске достаточно хороших специалистов!
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.