Физическое развитие детей с аутизмом
29.07.2011Дети с ранним детским аутизмом кто они, оторванные от существующей реальности гении, или дети с нарушениями психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения? Для такого ребенка важно гармоничное развитие всех сторон личности, в том числе и физической. Как правило, у детей нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений, плавность, точность и ритмичность движений прослеживается не всегда, в телесном и окружающем пространстве ориентируются с трудом и еще не полный список отставаний в физическом развитии.
Некоторые аспекты проведения коррекционной работы (из опыта работы Центра психологии, развития и коррекции «СФЕРА») мы здесь затронем. Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них. Обязательно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
В занятие необходимо включить:
- Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями).
- Упражнения включающие лазания, перелазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безовасности).
- Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
- В конце занятия, а так же между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
- При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движении.
Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)
Торопынина Виктория Викторовна,
ведущий специалист по адаптивной физической культуре и эрготерапии
Центра психологии, развития и коррекции «СФЕРА»
г. Брянск.