Сказкотерапия

Всевозможные идеи, игры, задания для развития детей.

Сказкотерапия

Сообщение Jeanne » 18 фев 2012, 20:03

АНО Социальный центр «Развитие», педагог – дефектолог, город Москва
Максимова Елена Владимировна
руководитель научно - методической группы АНО Социальный центр «Развитие», город Москва

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК И ИСТОРИЙ С ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ «ЖИЛА – БЫЛА ДЕВОЧКА ЛИЗА…»


«Истоки жизненного пути человека - в раннем детстве. Первые годы жизни ребенка до краев наполнены новизной ощущений. От того, какой след оставят в душе ребенка встречи с добром и злом, от того, научится ли ребенок преодолевать трудности, находить выход из самых неожиданных ситуаций, во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь». Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева говорит о трудностях вписывания в среду обычных детей, обычных людей. Насколько же больше возникает трудностей при вписывании в среду особых детей – детей инвалидов, детей с нарушениями восприятия, детей с искажениями развития.
Обычные дети очень многое усваивают через запечатление в определенные периоды своего развития - ситуативное поведение взрослых и детей, их роли, эмоции и т.п. [2]. У особых детей восприятие, а, следовательно, и запечатление бывает нарушено [3]. Так появляются «летающие чаины», «кусачая лампа в ванной» и т.п. Восприятие ребенка, частично или практически полностью, можно восстановить с помощью специальной коррекционной работы, но часто, к этому времени, уже заканчивается сензитивный период, когда происходит запечатление. Поэтому целые пласты человеческого поведения так и остаются не запечатленными и не присвоенными особыми детьми.
Обычные дети в своем развитии проходят период отыгрывания и присвоения запечатленного - поведения детей и взрослых, а также вложенных в человека архитипических ролей, особенностей ролевого поведения [7]. Отыгрываются и определенные архитипические понятия (дом, постель, стол и т.п.), архитипические ситуации (уход из дома в мир и возвращение в дом, обед, омовение, встреча с кем-то и т.д.) и архитипические роли (Работник, Хозяин, Маг и т.п.).
Особые дети играют мало или не играют вообще. Поэтому не встает понимание ситуаций: они часто не понимают, что происходит, как в той или иной ситуации себя вести, где и что можно говорить; они не понимают притворства и бытовых хитростей.
И только внутри специально организованной игры удается хотя бы частично восстановить эти потери. В игре – «в дочки-матери», «в доктора», «в магазин» и т. п., - отыгрываются и присваиваются разнообразные архетипические жизненные ситуации. Внутри игры сами собой проявляются архитипические роли и архетипические понятия [4]. Игра необычайно эффективна в коррекционной работе с маленькими детьми 3-7 лет, даже и 10-12 у детей с задержками развития. Но, после того как интеллект ребенка соответствует, примерно, 7-10-летнему возрасту, у детей исчезает интерес к обычной детской игре, у них появляется и все больше развивается стремление к интеллектуальному творчеству. Поэтому, использование детской игры с подростками часто задерживает их психологическое развитие и взросление.
Зато, в своей коррекционной работе, мы вполне можем опираться на стремление ребенка к творчеству, к сочинительству.
Методика «Жила-была девочка Лиза…» возникла практически спонтанно внутри коррекционной работы с девочкой Лизой, с синдромом раннего детского аутизма (отсюда возникло и название методики). Разнообразные возможности данной методики кратко будут описаны ниже.
Мы используем эту методику со всеми детьми, которые могут хоть чуточку говорить. Основная задача взрослого – удержать ребенка внутри предполагаемой ситуации, довести ситуацию до разрешения.
Основные составляющие методики «Жила-была девочка Лиза…»
Канва истории или сказки. Сказка, история всегда строится по определенной схеме. Она всегда имеет начало, вход в сказку и конец, выход из сказки. Наши истории всегда начинается с «Жил-был» (вход в сказку), а заканчиваются «возвращением», «едой», «пиром» – «и я там был, мед-пиво пил», «пир на весь мир» или «несчастьем», «гибелью» (выход из сказки).
Выбор героя. «Жил-был», - произносит педагог и делает паузу, ждет, а ребенок называет героя или героев, дает им имена. Например, «Жила-была… - Красная шапочка…» или «Жил-был… - котик…».
Если ребенок не может назвать Героя, педагог предлагает ему несколько вариантов на выбор. Обычно это 2-3 варианта.
Выбор места, времени, обстановки. Далее, мы выясняем, где жил (жила, жили) Герой и с кем. Например, «Жил был котик. Котик жил в лесу совсем один» или «Жила была девочка Лиза. Она жила в большом доме с мамой и папой». Сначала мы коротко проходим этот этап, поскольку основная наша цель – удержать целостность сюжета, в дальнейшем начинаем уделять ему все больше времени.
Вход в сказочную (или бытовую) ситуацию. «Однажды…», Напр. «Однажды… зазвонил телефон. Лиза взяла трубку…»; «… пришла Марина Викторовна и предложила заниматься…»; «… пришли гости» и т.п.
Введение неожиданности. Следующим шагом мы вводим проблему: «Вдруг…», «Неожиданно…», а ребёнок придумывает продолжение.
Если ребенок не видит дальнейшего развития ситуации, 2-3 варианта предлагает педагог, а ребенок выбирает из предложенного то, что ему, на данный момент, ближе.
Возвращение. Лучше всего историю заканчивать возвращением домой. Ведь дом - это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага — грустно, когда тебя никто не ждет [4,5]. Очень хорошо закончить историю за столом, где вкусная еда и питьё [4,5].
Другие часто используемые варианты: приезд на занятие, общий пир и т.п
Развитие методики. Внутри методики сочинения историй можно ставить и решать разнообразные задачи. Например, такие как:
Освоение пространства.
1. Освоение разных видов пространства (комната, улица, лес, река…).
2. Освоение разных этажей пространства (у пола или земли – ближе к ползанию; среднее пространство – герой ходит или бегает на ногах; верхнее пространство – ветки дерева, гнезда, небо и т.п.).
3. Рисование схем пространства, где происходит придумываемое действие: мы придумываем вместе с ребёнком и сразу рисуем – дом, дорога, на дороге мишка, чтобы ситуация была сразу встроена в схему.
4. Освоение «вложенных пространств» - в городе была улица, на улице был дом, в доме была комната, в комнате был диван, на котором…, и т.п.
5. Отыгрывание границ - пространственных, временных, поведенческих: можно/нельзя. Поведенческие границы не встают, если нет пространственных.
Освоение временных понятий: сначала, потом; до и после и т. п.
Данный вид работы мы используем, когда внутри придуманной истории, составляем планы выполнения к.-л. деятельности. Например, приготовление бутерброда с колбасой и сыром для девочки Лизы или ее гостей.
Составление плана деятельности, мы используем в работе с подростками, которым эта деятельность знакома. Обычно мы начинаем с того, что берём листок бумаги и ручку: педагог пишет, а ребёнок составляет план по пунктам.
Выбор начинки бутерброда или бытовой деятельности, которую мы будем разбирать, предлагается ребёнку. План выполнения выбранной деятельности мы составляем очень детальный. Например: если это приготовление бутерброда, то прописывается всё от выбора продуктов до подачи на стол готового блюда.
Освоение архитипических ролей (каждому ребенку желательно отыграть все возможные роли).
На данном этапе работы мы обучаем ребёнка брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, эмоционально реагировать на неё.
Например: есть у нас девочка-подросток, которая плохо переносит общественный транспорт: она не любит стоять на светофоре, шум поезда метро, смех пассажиров. Часто эти неудобства провоцируют её на крики типа «Я не хочу поезд, …крик…», что может сопровождаться битьём своего лба о части вагона и автобуса или о свою коленку. Для коррекции такого поведения мы помогаем Лизе придумывать такие истории, в которых она, например, водитель троллейбуса, а в троллейбусе едет кричащая девочка …
Сходно в историях отыгрываются самые разнообразные роли.
Отыгрывание моделей поведения в разных ситуациях, с разными людьми, из разных ролей. Связывание различных моделей поведения с реальным, понятным ребенку смыслом «как я люблю», «как правильно», «как вкусно», и т.д. – очень хорошо описано в работах О.С.Никольской и ее соавторов.
Например. Ритуалы подготовки ко сну, проводов папы на работу, похода в магазин, первых праздников и прочие поддерживают ритм жизни малыша, структурируют ее, помогают осваивать и переживать и яркие позитивные, и не слишком приятные, но регулярно повторяющиеся события [1].
И эту тему можно очень успешно обыграть с особым ребёнком. Например, у Лизы была проблема возвращения домой. При выходе из автобуса на остановке, чтобы идти домой, она очень-очень часто начинала плакать и причитать «Я не хочу домой!». Поведение девочки значительно улучшилось, когда, мы смогли, проиграть жизнь бездомного человека, которому некуда возвращаться и негде скрыться от непогоды. Таких людей девочка часто встречает при выходе из метро, после школы.
Растормаживание архетипических представлений и наполнение их конкретным реальным восприятием и смыслом, введение деталей, особенностей. Часто мы просим ребят постарше как можно точнее описать одежду, внешность, убранство помещений. Проставляем эмоциональные метки (чай вкусный, ручеек весело журчит и т.п.). Педагог или сам ребенок прорисовывают развивающийся сюжет, выделяя узловые и наиболее эмоционально значимые места.
Развитие общения, отыгрывание моделей общения
Овладение речью происходит через запечатление. Наша цель – дать образцы речи для запечатления.
Ребенок – существо эмоциональное, он больше запоминает то, что чувствует в той или иной ситуации, а не то, что ему в этот момент говорят. Все события мы окрашиваем эмоциональной интонированной речью. Особенное внимание уделяем глаголам. Короткая, эмоционально заряженная фраза. Одна и та же собака может быть злой, доброй, обиженной, радостной.
Следует выделять ключевые слова и интонацией, и жестами. Например, вместо простого «нет», говорить, картинно мотая головой: «Не-ет!».
Развитие речи
Задачу обогащения и развития словаря выполняет составление диалога между героями во время разворачивания истории, который строят педагог и ребёнок. Например, в истории про Золушку:
Принц. Сегодня прекрасная погода, не правда ли?
Золушка. Да, погода сегодня прекрасная…
Здесь проявляется и самостоятельность ребёнка в выборе ответа на вопрос диалога и развитие речи. Задача педагога – эмоционально подыгрывать ребенку.
Рассказ, история тяготеет к действиям, глаголам, сказуемым, также как и мышление: пошел, увидел, победил; собираетесь в магазин. И уже на эти действия (глаголы) садятся номинанты: пойду на рынок, выберу шампунь…
Номинанты связывают предложения в одно целое. Действия же (глаголы) тянут за собой предлоги. Поэтому монотонное повторение предлогов за педагогом часто бывает неэффективно. Предлоги – это кусочки действия в целостной ситуации: залезли под кровать, а там…; переступили через высокий порог; на тарелку наложили и рыбу, и картошку, и зелень…
С этой же целью обыгрываем суффиксы: домик-домище, маленький – малюсенький и т.п. Суффиксы изменяют значения слов.
Приставки также меняют значения слов. Их мы можем отыграть в игре: прилетел, подлетел, налетел, облетел, улетел и т.д. – все, эмоционально обговаривая, продемонстрировать с помощью игрушек. А затем перенести ситуацию на листок бумаги, помогая ребенку почувствовать значение приставки.
Затем ребенок может и сам изобразить действие, происходящее в истории.
Достаточно продуктивно работает и следующий вид заданий на развитие речи: Жила-была девочка Лиза. Лиза (какая?) красивая, добрая, умная, стройная, высокая, большая… Жила она с сестрой Машей. Маша(какая?) … Лиза захотела кофе, заплакать, метро, сидеть в автобусе …
Лиза не хочет разговаривать с мамой, играть с Машей, спать …
Работа со страхами (эмоциями).
Здесь есть несколько вариантов работы.
1. Ввести страшный объект в план, схему: «Вот здесь дорога, здесь дом, здесь дети играют, а тут собака встречается, которая тебе так не нравится. Так, мы мимо собаки не пойдем, а обойдем ее вот тут, мимо дома…» Главное, чтобы ребенок заранее увидел ту дорожку, по которой он пойдет по улице.
2. Обложить страшный объект массой очень приятных деталей. В нашем опыте работы один «очень страшный коридор» мы украсили рисунками самого ребенка. Для одной «очень страшной собаки» ребенок с мамой купили очень вкусную косточку.
3. Если ребенок сам начинает проигрывать свои страхи, свою агрессию, мы осторожно включаемся в сочиняемую им историю, чуть усиливая его переживания. Если игра застревает, предлагаем несколько, обычно разнообразных по возможностям, продолжений. Проговоренные, проигранные страхи, проигранная агрессия становятся знакомыми, знаемыми.


Литература
1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 3
2. Гармаев А. «Этапы нравственного развития ребенка». Макариев-Решемская обитель, 1998.
3. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. - М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. 1997.
5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- Санкт-Петербург, РЕЧЬ, 2000.
7. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992.
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сказкотерапия

Сообщение valeryanovna » 22 мар 2012, 18:44

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия


http://www.psychology.i-bunin.net/view/11552

ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, <остренького>, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или <гештальтиста>, или <энэлписта>, или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен <уложиться> в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
<незавершенного действия>. Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зинкевич- Евстигнеевой <Путь к Волшебству Теория и практика сказкотерапии>
и <Практикум по сказкотерапии>.
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сказкотерапия

Сообщение valeryanovna » 23 мар 2012, 05:58

ДОРИС БРЕТТ
Дорис Бретт - клинический психолог и писатель, заслушившая многие награды. Она работает гипнотерапевтом уже более 30 лет и ее опыт включает в себя 8 лет консультирования в онкологическом отделении Мельбурнской больницы. Ее книги выдержали несколько изданий на многих языках мира.

“ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА,
ПОХОЖАЯ НА ТЕБЯ...”


Психотерапевтические истории для детей

изд-во: "Класс", 2006 г.
b_01_12.jpg




Литературы о детских страхах выпущено не так уж много, в основном, она специфическая – для специалистов. Книга австралийского детского психолога Дорис Бретт предназначена в помощь родителям: как разобраться в природе детских страхов и комплексов, как помочь детям разрешить их проблемы на той стадии, когда еще не поздно сделать это в кругу семьи без привлечения детских психологов.
Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Мы можем пойти в библиотеку или в книжный магазин и прочесть то, что нас интересует. Можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить нужные сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Все это требует определенных профессиональных навыков — умения читать и исследовать материал, способности излагать свои мысли. Эти навыки не даются человеку изначально, они приобретаются с опытом. Дети же не могут вести разговор на взрослом уровне, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний? Посредством игр и воображения.
Для работы с детскими страхами Дорис Бретт придумала психотерапевтические сказки о девочке Энни. Читая их, невольно вспоминаешь собственное детство: все истории очень знакомы, все так и было. Дети выдумывают чудовищ, ведьм, черных людей, живущих в шкафах, олицетворяют свои тревоги, противостоят несуществующим врагам.
Боязнь темноты — один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.
Большинство из нас в темноте теряет ориентацию. Все знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота — это мир теней и загадок. Это — время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами. Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самым состоянием темноты, становясь фобией темноты. Эту разновидность страха можно рассматривать и лечить по типу других страхов и фобий. При рассмотрении темы данной главы я исхожу из предположения, что боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там. “Видение” чудовищ в темноте — явление настолько обычное, что может считаться почти всеобщим

Боязнь темноты, застенчивость, излишняя педантичность, переживание плохих отношений между родителями. Все это населяет хрупкий психический мир ребенка комплексами и тревогами. Некоторые родители, погружаясь в собственные проблемы, склонны игнорировать в этот нелегкий период ребенка, считая, будто он занят своими играми и ничегошеньки не понимает. Это не так: дети гораздо наблюдательнее взрослых, они все видят и все знают. Поэтому взрослым нужно стараться корректировать погоду в доме как можно внимательнее, если они не хотят, чтобы их чадо выросло «неблагодарным чудовищем» или равнодушным человеком, «почему-то» не любящим родителей. Сказки Дорис Бретт увлекают, их можно разбирать всей семьей. И ребенку будет приятно услышать нечто близкое своим переживаниям и своему пониманию.
Энни была маленькой девочкой, которая жила в коричневом кирпичном доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой. Дом Энни был построен в виде большого квадрата, с дорожками, ведущими к нему со всех сторон. Первая дорожка вела прямо к парадной двери коричневого цвета с маленькой коричневой кнопкой для звонка.
Другая дорожка вела в комнату ведьмы. Ведьмина комната имела крохотное окошечко, смотревшее с левой стороны дома на кусты и деревья. Одна часть Энни знала, что это было просто окошко в ванной комнате; другая же знала, что это было место, где обитала ведьма. Энни ведьму никогда не видела, но знала, что ОНА — там. Энни думала, что самый верный способ избежать встреч с ведьмами — делать все очень-очень аккуратно и тщательно. Она знала, что ведьмы терпеть не могут аккуратности, четных чисел, вежливости, что они просто не переносят, когда люди стараются обойти трещины или перешагнуть через них, вместо того, чтобы на них наступать. Так что Энни была уверена: если она будет неукоснительно соблюдать все это — ведьме до нее не добраться. Когда Энни шла пешком, она считала свои шаги, стараясь, чтобы последний шаг приходился на четное число. Если для этого не хватало одного шага, она обычно прибавляла крохотный шажочек, чтобы в итоге количество шагов получилось четным. Она никогда не наступала на трещины, потому что от других детей слышала, что, если кто-то наступит на трещину, его или ее мать сломает спину, а ведьма только этого и ждет.


Пресловутый комплекс неполноценности не властвовал бы над многими людьми, если бы родители этих людей спохватились в свое время. Повышать ребенку самооценку нужно с самого, будете смеяться, но – с самого рождения. Ребенок всегда должен чувствовать, что он не хуже других, и его любят любым. Нельзя сравнивать своего малыша ни с кем, особенно вслух: мол, сосед Вася гораздо умнее тебя. Этот способ годится для некоторых взрослых, и то не для всех, а уж для ребенка губителен точно. Необходимо помнить, что дети не рождаются застенчивыми или излишне агрессивными, они могут иметь меланхолический или холерический тип характера, но различные проявления, кажущиеся для взрослых «чрезмерными» - совершенно нормальны. Если ребенок падает на пол по сто раз в день, значит, до его мамы иначе не доходит. Если он весь день сидит, сложив ручки, и смотрит в окно – это означает, что мама не позаботилась об открытии для него иного мира, более привлекательного и интересного, и ребенок вынужденно придумывает свой.
Доказывая своему ребенку, что вы о нем высокого мнения, вы поможете ему также быть высокого мнения о самом себе. В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Они часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Нередко они неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а “телесный язык” слишком смиренен. Таким образом, застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку “самоисполняющегося пророчества”. Его манеры и поведение указывают на неприятие другими, что, по существу, как раз делает это неприятие более вероятным. Чем больше он сторонится других или отвергается ими, тем большая вероятность того, что он останется застенчивым, вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи. Поэтому обучение социальным навыкам и приобретение такой практики в повседневных ситуациях очень важны.
Арт-терапия (терапия через искусство) – это наука, которой может овладеть любая мама независимо от образования или талантов. Ребенок целиком раскрывается через творчество: разбор рисунка, музыки или сказки, не имеющих прямой связи с существующей реальностью, которой, возможно, ваши дети по каким-то причинам не доверяют.
Энни была маленькой девочкой, которая жила в коричневом кирпичном доме со своей мамой и собакой по кличке Черныш. Раньше папа тоже жил вместе с ними, но два года назад ее родители развелись, и папа стал жить в другом доме. Тогда Энни было семь лет, и это был самый плохой год в ее жизни. Она скучала по своему папе и сердилась на него за то, что он ушел от них. Иногда она сердилась на маму за то, что она не смогла сделать так, чтобы папа остался. Она сердилась и на саму себя. Весь тот год Энни была часто грустна, и испытывала беспокойство. Она тревожилась, не чувствует ли ее отец себя одиноко, не будет ли ее мать постоянно грустить; она беспокоилась о том, что подумают ее друзья, и о том, кто виноват в разводе, и о том, что будет с ней, не покинут ли ее родители. И еще она часто думала, что ей теперь делать. Помимо всего прочего, решила Энни, развод ужасен тем, что из-за него меняется все. Все, к чему Энни так привыкла: возвращение папы вечером с работы, прогулки с ним и с Чернышом, тосты или гренки, которые папа намазывал для нее маслом по утрам — все изменилось. И она ничего не могла поделать. А потом, когда она уже почти привыкла к этим переменам, ситуация вдруг опять изменилась. Мама познакомилась с Джошем…
В книге можно найти не только истории про Энни и краткие экскурсы в детскую психологию, но и советы-подсказки к каждому сюжету. Книги от «независимой фирмы «Класс» пользуются заслуженным уважением среди специалистов из области психологии и психиатрии, они не нуждаются в рекламе. От души советую любителям серьезного, но не очень заумного чтива обратить внимание и на другие книги этого издательства.

http://lib.aldebaran.ru/author/brett_do ... a_na_tebya - читать, скачать и купить можно здесь.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сказкотерапия

Сообщение valeryanovna » 03 апр 2012, 18:27

Особенные сказки
35 аудио-уроков по сказкотерапии
http://o-skazki.blogspot.com/
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23


Вернуться в Развиваем наших детей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0