Что такое аутизм?

Что такое аутизм?

Сообщение admin » 08 дек 2011, 20:11

Аутизм – это серьезное нарушение развития, которое возникает при рождении или в течение первых двух с половиной лет жизни. Большинство аутичных детей внешне выглядят вполне нормальными, но все свое время заняты странной и разрушительной деятельностью, которая существенно отличается от занятий нормальных детей. В менее тяжелых случаях ребенку ставится диагноз «общее нарушение развития» (Pervasive Developmental Disorder,PDD) или синдром Аспергера (такие дети обычно нормально разговаривают, но имеют много «аутистических» социальных и поведенческих проблем).

Раньше считалось, что аутизм – это судьба, с которой нужно смириться. Тем не менее, в настоящее время имеется ряд методов лечения, которые могут оказаться очень полезными. И это обнадеживает. Некоторые методы лечения могут дать хороший эффект, некоторые могут оказаться малоэффективными, но лучше всего начать с изучения родительского рейтинга биомедицинских методов лечения, который учитывает мнения более чем 25,000 родителей и показывает эффективность разных мероприятий для их детей.

Как часто встречается аутизм? В течение многих лет аутизм был редок – всего 5 детей на 10,000. Однако с начала 1990-х частота аутизма во всем мире резко возросла и достигла 60 детей на 10,000. Число мальчиков, страдающих аутизмом, в 4 раза превышает число девочек. В 2007 году, по данным Центра контроля заболеваний, число детей с диагнозом аутизм составило 1 на 150 детей.

Каков прогноз? Возраст, когда начинается лечение, напрямую определяет его результат – обычно, чем раньше ребенка начинают лечить, тем лучше будет прогноз. За последние годы существенно увеличился процент детей, которые могут ходить в обычную школу и жить в обществе с минимальной помощью. Тем не менее, большинство людей, страдающих аутизмом, имеют очень ограниченные возможности общения и адаптации в обществе.
Переводчик Толстоухова М. И.

ссылка
admin
Администратор
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 17:26

Re: Что такое аутизм?

Сообщение admin » 08 дек 2011, 20:42

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до 3 лет.
Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но среди возможных вариантов выделяют окружение, условия жизни и отношение родителей к ребёнку.

В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами. В этой статье - о том, как распознать аутизм у детей раннего возраста и как помочь таким детям.


читать полностью статью
admin
Администратор
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 17:26

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому

Сообщение admin » 09 дек 2011, 19:33

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека»? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как «Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием». И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде «Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять». Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде «Не допустила ли я орфографическую ошибку?» Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а «аутизм» - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети «выздоровели». Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это «гены ботаников», которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. «Аутизм» часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать «что-то не то» и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой «эпидемии аутизма». Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов «умственная отсталость» снизилось, а число диагнозов «аутизм», соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про «эпидемию аутизма» имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу «лучше что-то, чем ничего». Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к «мужеству» или «преодолению». Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные разумы, и кто-нибудь из них найдет решение.

Скопировано здесь
admin
Администратор
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 17:26

Re: Что такое аутизм?

Сообщение valeryanovna » 28 янв 2012, 16:45

По этой ссылке вы сможете найти ряд статей на тему РДА и расстройств аутического спектра, очень доступных для понимания родителям, ошеломленным поставленным диагнозом. Критерии, диагностика и методы лечения - именно с таких позиций и будут рассматривать диагноз Вашего ребенка районный психиатр и психолог. Не упоминается только один аспект - наличие у аутичных деток сенсорной дезинтеграции. И все таки, несмотря на не слишком позитивный посыл от такой информации, помните всегда
Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает прогноз.
.
http://elpsy.ucoz.ru/publ
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 446
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Что такое аутизм?

Сообщение valeryanovna » 09 фев 2012, 12:33

Две замечательные обзорные статьи об аутизме и способах коррекции в России с православного портала "Милосердие". Автор - Мария Солодовникова.
Ну прямо готовое руководство к действию для родителей.

Как тебя зовут? — Как тебя зовут? Что такое аутизм

С некоторых пор об аутизме говорят и пишут много. На страницах газет и журналов, в сетевых СМИ, по телевизору выступают — каждый в своем ключе — журналисты, философы, психологи, врачи, коррекционные педагоги.

Журналисты любят выходить на публику с яркими парадоксальными гипотезами, например: аутизм — это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Или еще такое: мир становится с каждым днем все ужаснее, и особенно чувствительные дети отказываются существовать в нем, замыкаются. Психологи нередко утверждают, что аутизм — это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители — при условии, что они действительно правильно любят ребенка — способны преодолеть теплотой своей души и безусловным принятием. Психиатры считают аутизм психическим заболеванием, и до сих пор еще можно встретить мнение, что это ни что иное, как детская шизофрения.

Если ваш интерес к аутизму не праздный, если вы хотите разобраться в этом явлении, то выход один — «учить матчасть». Для пытливого ума бытовая фактура аутизма и его физиологические основы представляют собой объект куда более захватывающий, чем гуманитарные абстракции вроде «детей индиго», «инопланетян», «людей дождя» или «прототипа человека будущего». Здесь, в поле реальных фактов, а не символических интерпретаций, лежат и острые вопросы, и нестандартные ответы, и неожиданные озарения, и множество белых пятен, требующих тщательного исследования.

До сих пор нет точных и однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу о том, что скорее всего, заболевание возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство. Не исключено, что в каждом конкретном случае аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок и внешних триггеров.

В России и в ряде других стран (например, во Франции) аутизм считается психическим заболеванием, в США оно проходит по части неврологии. На самом деле, строгого разграничения между двумя ветвями нет, и та и другая работают с пациентами, у которых так или иначе страдает центральная нервная система. Неврологический диагноз ставят в том случае, если болезнь имеет ярко выраженные физические проявления (двигательные нарушения, расстройства зрения и речи, боли), психический — если проблема «в голове», т.е. нарушены эмоциональная и когнитивная (познавательная) сферы. Есть такая медицинская шутка: неврологи забрали себе все то, что можно лечить, а что не лечится — отдали психиатрам. И все бы ничего, пусть бы аутизм оставался в поле психиатрии, если бы и врачи, и родители маленьких пациентов, и психологи, и коррекционные педагоги не забывали о том, что наука и практика не стоят на месте, и то, что еще вчера считалось неизлечимым, сегодня лечится, часто с хорошими результатами, а иногда и полностью вылечивается.

Нужно сразу оговориться, что в России диагноз «аутизм» как таковой отсутствует. У нас есть «ранний детский аутизм» (РДА) и «синдром Аспергера». РДА ставят детям, но по достижению ими совершеннолетия, этот диагноз снимают, заменяя на другой, который кажется наиболее подходящим лечащему психиатру. Самое удивительное, что и «синдром Аспергера» иметь взрослому человеку в нашей стране тоже не полагается, хотя во всем мире этот диагноз признан и широко используется. Но это отдельная тема, поэтому держась в рамках данной статьи, перейдем непосредственно к раннему детскому аутизму.

Обычно родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок уже овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Есть такой коротенький диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

-Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
-Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
-Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых?
(Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего малыша есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то скорее всего задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Аутизм — это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Малыш живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких малышей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружится на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках. Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний малыш может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за маму. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек. Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления малыша. Накормить — тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Малышка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеточкой, снимает трубку телефона и что-то лопочет на своем детском языке. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чирикать. Вслед за мамой годовалый малыш гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация — это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает), во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение, например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного малыша обычно бывает не «мама», или «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» — «Как тебя зовут?» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Позже речь развивается, эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьез и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивают устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

Что происходит с аутичным ребенком по мере взросления? Что могут сделать родители для своего ребенка, получившего диагноз «ранний детский аутизм»? Как относится обществу к аутистам и аутизму? Поговорим об этом в следующий раз.

Лечение vs дрессура Что такое аутизм. Часть 2

При должном родительском внимании аутичные дети не стоят на месте; они развиваются или, как говорят врачи, «дают положительную динамику». Существует ряд методов воспитания и обучения, разработанных целенаправленно для аутичных детей, и здесь чрезвычайно много зависит от квалификации специалистов, которые будут с ребенком работать, и готовности родителей к самоотверженному труду по реабилитации ребенка.

Родителям маленького аутиста не избежать визита к психиатру. Предписания специалиста, как правило, включают стандартный набор: прием медикаментов (среди которых обычно присутствует ноотропный препарат для стимуляции мозговой деятельности и нейролептик в качестве корректора поведения) и занятия с логопедом, дефектологом и психологом. К сожалению, не всегда родители понимают, что прописанные лекарства не являются в полном смысле слова лечением. Таблеток от аутизма, увы, не существует. Нейролептики, антидепрессанты, и прочие психотропные препараты купируют такие симптомы, как в излишняя возбудимость, гиперактивность, агрессивность, но не излечивают от них. При этом все препараты данного плана обладают негативными побочными эффектами. Психиатр может назначить исследования головного мозга, сосудов шеи и головы (электроэнцефалограмму, доплер, компьютерную томографию). Это, безусловно, важные диагностические процедуры, но проблемы аутичного ребенка могут локализоваться не только в голове. Редкий психиатр направит маленького аутиста к гастроэнтерологу или к иммунологу, между тем, существует немало современных научных исследований о связи состояния желудочно-кишечного тракта с биохимией мозга, о связи аутизма с состоянием иммунной системы, о том, как образование солей в почках может способствовать усилению аутистических симптомов, о взаимосвязи аутизма и митохондриального расстройства. Родителям аутичного ребенка необходимо об этом знать и тщательно обследовать ребенка у иммунолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, сдать ряд анализов, установить слабые звенья в цепи обмена веществ (а такие у аутичного ребенка почти наверняка присутствуют). http://www.immunculus.ru/ - Московский исследовательский центр, уделяющий особое внимание аутистам.

Ни психиатры, ни неврологи, как правило, не обсуждают с родителями во всех подробностях нарушение обработки сенсорного сигнала, хотя оно является одной из главных составляющих аутистического расстройства. Сигнал, воспринимаемый ребенком с нормальным слухом, зрением, тактильной функцией, неверно преобразуется по ходу передачи его в мозг и поступает в искаженном виде: прикосновение определенного типа ткани к телу может вызывать болевое ощущение, и наоборот, удар или болезненный для обычного человека укус насекомого не причинять боли. В супермаркете, в парке аттракционов или на празднике, когда много шума, движения, яркого освещения и красочных объектов, у аутиста может возникнуть состояние сенсорной перегрузки, которое нередко выливается в истерику. Однако для таких детей характерно и чувство сенсорного голода: потребность в определенных ощущениях заставляет их воспроизводить одни и те же движения или звуки. Родителям и окружающим людям очень важно понимать эту особенность маленьких аутистов, а также иметь в виду, что существует такой вид коррекционной терапии, как сенсорная интеграция. В России она пока что делает лишь первые шаги, но в Москве уже появились центры, практикующие терапию «Томатис». Кое-что родители могут сделать сами, почитав литературу и получив консультации специалистов.

Реабилитация аутичных детей — это поле постоянных дискуссий, в которых принимают участие родители и специалисты с очень разными точками зрения, порой непримиримые оппоненты. Вот, например, терапия под названием Прикладной анализ аоведения (другие названия: Прикладной поведенческий анализ, бихевиоральная терапия), в оригинале Applied Behaviour Analysis, или сокращенно — АВА. В англоязычном мире АВА считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу АВА в России. Однако если 10 лет назад родители, читавшие англоязычные интернет-ресурсы, посвященные аутизму (а русских тогда практически не было), могли только мечтать о подобном сервисе для своего ребенка, то сейчас по крайней мере в Москве, это стало реальностью.

Еще сложнее с биомедицинскими методами коррекции. Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, индивидуально подобранные на основании анализов для конкретного ребенка способны производить существенные положительные сдвиги и в физическом состоянии и в развитии ребенка, однако многих смущает отсутствие доказательств эффективности тех или иных преператов, полученных в широкомасштабных клинических испытаниях. Проблема в том, что аутизм, как мы уже говорили, заболевание многофакторное, а потому то, что может реально улучшить состояние одного аутичного ребенка, для другого может оказаться бесполезным. Иногда приходится действовать методом проб и ошибок, но хорошо здесь то, что вышеперечисленные типы биодобавок при разумном применении не дают таких серьезных осложнений, каких можно ожидать от психотропных препаратов.

Бурные дискуссии вызывают диеты. Сама постановка вопроса — лечение аутизма диетой — многим кажется завиральной идеей в духе Геннадия Петровича Малахова. На самом деле, вводя ту или иную диету, мы лечим не аутизм, а пытаемся справиться с рядом обменных нарушений, которые являются одной из физиологических причин, а иногда и основной причиной аутизма. Вот несколько видов диет, практикуемых при аутизме: безглютеновая и бесказеиновая диета (Gluten-free, Casein-free diet), бесполисахаридная диета (Specific Carbohydrate Diet), низкооксалатная диета (Low Oxalate Diet) и другие. Нужно заметить, что диета — это метод, требующий от родителей существенных усилий, а улучшения, за редким исключением, наступают только через 6-8 месяцев при строгом соблюдении ограничений. Случается, что разочарованные родители отказываются от нее месяца через 2-3, уверившись в том, что это пустая трата сил и времени. Однако огромное количество родителей отмечают положительные сдвиги у своих детей, а со временем входят в ритм и перестают тяготиться необходимостью готовить «особую» пищу. Кстати, в статье «Против моего мозга» мы рассказали о том, как другое неврологическое заболевание (рассеянный склероз) отступило в результате правильного питания (Терри Валс совместила безглютеновую-бесказеиновую диету с бесполисахаридной) и применения биологических добавок.

Помимо упомянутых уже ABA и сенсорной интеграции существуют и другие виды коррекционных терапий: дельфинотерапия, эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, различные виды психотерапии. Все они могут помочь аутичному ребенку преодолеть его ограничения.

Очень важно выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку, и самое главное, это выбор специалиста, который сможет наладить контакт с маленьким аутистом, взять его за руку и повести вперед. Вот несколько советов, как это сделать:
- Обратите внимание, как специалист слушает вас, дает ли вам ответить на вопросы, которые сам задает, или перебивает, не дослушав, отвечает ли на ваши вопросы точно и определенно.
-Формулирует ли специалист конкретные цели? Если нет, то просит ли вас их сформулировать для того, чтобы работать над ними? Если он называет в качестве цели «излечение от аутизма», либо заявляет что-то вроде «ну, поиграем, порисуем с ним, а там видно будет», то скорее всего, вам нужен другой специалист.
-Если у него нет готового плана действий, собирается ли он предъявить его, скажем, через 2-3 ознакомительных занятия?
-Нравится ли этот человек вашему ребенку? Профессионал, работающий с аутичными детьми, как правило, владеет арсеналом средств, позволяющих ему завладеть вниманием ребенка, наладить с ним контакт.

И еще несколько важных вещей, без которых статья о детском аутизме для родителей будет неполной.

Не верьте ни слишком оптимистичным, ни слишком пессимистичным прогнозам.

Относитесь к аутичному ребенку не как к безнадежному инвалиду, не как к скрытому гению, который «всем еще покажет», и не как к инопланетянину. Аутизм — это все-таки заболевание, и оно не повод ни для бездействия, ни для стыда, ни для гордости.

Не слушайте совета «просто любить, принимать таким как есть, не мучать ребенка занятиями и диетами». Здесь нет дилеммы: любите и принимайте ребенка, боритесь с его заболеванием.

Постарайтесь начать реабилитацию ребенка как можно раньше, от этого будет зависеть результат. Высока вероятность того, что маленький аутист не станет полностью нейротипичным взрослым (хотя и это не исключено), но будущее качество его жизни, его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми во многом зависит от ваших сегодняшних усилий.

Не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь.

Ведите дневник. Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения.

Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу.

Не слушайте тех, кто говорит, что вы не имеете права на отчаяние: вы живой человек, позвольте себе иногда в него погрузиться. Энергия отчаяния способна вытолкнуть вверх, в конструктив. А вот в уныние постарайтесь не впадать: оно отнимает всякую энергию, постепенно разъедая душу и лишая любой путь смысла и цели.

Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей.

Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. Вступайте в родительские сообщества, читайте интернет-ресурсы по аутизму.

Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.

Ваше здоровье и душевные силы — главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе.


И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и автора этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому можно с юмором и должным смирением.
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 446
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Что такое аутизм?

Сообщение Jeanne » 11 мар 2012, 18:39

Эдвард Ритво «Клинические симптомы: от тяжелого аутизма до синдрома Аспергера» часть 1

Несколько общих положений

В конце предыдущей главы я уже ссылался на то, что аутизм может очень сильно варьироваться по тяжести – от наиболее тяжелой формы, проявляющейся раньше всего (эту форму изначально и описал Каннер), до позднее проявляющейся мягкой формы (которую описал Аспергер). Когда был установлен этот факт, были предложены такие термины как «первазивное расстройство развития» и «расстройство спектра аутизма». Эти диагностические категории объединяют все формы и проявления аутизма. Данные термины означают признание того факта, что речь идет об одном и том же заболевании независимо от степени тяжести.

Ниже перечислены несколько очень важных фактов об аутизме и синдроме Аспергера:

1. И аутизм, и синдром Аспергера – это «синдромы нарушений развития». Это означает, что они влияют на все развитие человека. Слово «синдром» подразумевает, что у него вполне может быть множество различных причин. Например, повышенное кровяное давление – это тоже синдром, однако, как вы, наверное, знаете, у повышенного давления могут быть разные причины. Пневмония, лихорадка и даже диабет – все это примеры различных медицинских синдромов, которые могут вызываться различными причинами.

2. Проблемы развития и симптомы аутизма и синдрома Аспергера вызываются аномальным развитием определенных областей мозга. В четвертой главе я подробнее расскажу о том, как мы об этом узнали. Пока что я хочу только подчеркнуть, что нет ни одного симптома, ни одной изолированной проблемы развития, ни одного-единственного аномального вида поведения, которые бы сами по себе говорили о наличии аутизма или синдрома Аспергера. Хотелось бы, конечно, чтобы диагностика была настолько простой, но несмотря на десятилетия исследований мы, ученые, пока так и не нашли «главную улику».

3. Мы, ученые, обнаружили аутизм и синдром Аспергера во всех уголках мира, где бы мы только их ни искали. Они встречаются среди людей всех рас и не обращают ни малейшего внимания на социальное происхождение, вероисповедание, уровень образования или доходов.

4. На данный момент мы предполагаем, что они встречаются примерно у 30-40 из 10 000 человек. Поскольку сейчас мы обучили целое поколение специалистов, которые знают, как распознавать эти расстройства, и поскольку теперь мы учитываем не только тяжелые, но и умеренные случаи этих расстройств, мы стали ставить такие диагнозы гораздо чаще, чем раньше. Возникает естественный вопрос: существует ли эпидемия аутизма (рост количества случаев), или же это только похоже на эпидемию, а на самом деле мы только стали лучше выявлять ранее существовавшие случаи (и распространенность остается прежней)? Этот вопрос сегодня вызывает очень жаркие дебаты среди ученых и родителей. Мое личное предположение (а я хочу подчеркнуть, что это всего лишь догадка) состоит в том, что мы просто стали лучше диагностировать эти расстройства, так что только кажется, что речь идет об эпидемии. Если моя догадка верна, то в какой-то момент количество новых случаев остановится и будет сохраняться неизменным на протяжении нескольких лет – это произойдет как только мы перестанем «добирать» ранее пропущенные случаи аутизма и будем диагностировать только совсем новые. Однако, по правде говоря, пока не пройдет достаточно времени, ни в чем нельзя быть уверенным. Впрочем, этому вопросу посвящено несколько крупных исследований, который продолжаются до сих пор, но существующие данные скорее поддерживают мою «догадку», чем говорят о настоящей эпидемии.

5. Эти расстройства в 4-5 раз чаще встречаются среди мужчин, чем среди женщин. Как это ни грустно, но причина до сих пор нам неизвестна, и это несмотря на десятилетия исследований. Моя личная догадка на основе клинического опыта состоит в том, что аутизм гораздо сильнее влияет на девочек. Возможно, эмбрионы женского пола, которым суждено стать аутистами, просто чаще подвергаются спонтанному аборту. Опять же, это лишь догадка. Ранее я уже говорил, что всегда буду предупреждать, если речь идет только о моих предположениях, а не о мнении большинства специалистов на основе научных данных. По правде говоря, мы просто не знаем, почему аутизм чаще встречается у мальчиков. Однако это, несомненно, так, и эта тенденция сохраняется во всех частях света.

Раннее и позднее появление симптомов

Когда мы с доктором Эдвардом Орницом начали исследования аутизма в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса в 1960-х годах, мы не имели ни малейшего понятия о том, как помочь нашим маленьким пациентам. Однако мы признавали свое невежество, и, будучи молодыми бунтарями, мы отвергли все предыдущие теории о том, что аутизм вызывают плохие родители и психологические травмы.

Мы решили начать нашу работу с чистого листа: просто выслушивая родителей, описывающих поведение своих детей-аутистов, и просто наблюдая за этими детьми в течение продолжительного времени. Таким образом, мы хотели понять, что же именно мы “ищем”.

И оказалось, что один из самых важных вопросов, которые мы задавали каждой семье, звучал так: “Когда вы впервые почувствовали, что с вашим ребенком что-то не так?” Очень скоро нам стало очевидно, что ответы на этот вопрос можно разделить на две четко очерченные группы.

Во-первых, существовали дети, которые всегда казались отличающимися от других детей. Мы множество раз слышали одну и ту же фразу: «Он никогда не смотрел на меня во время кормления грудью, с самого рождения он жил в каком-то собственном мире». Очень часто это говорили родители, у которых уже был обычный ребенок, так что они знали, чего можно ожидать. Однако не менее часто мы слышали другую историю: «Он был совершенно нормальным во всех отношениях где-то до 16-20 месяцев. А потом он вдруг перестал смотреть на нас, перестал учиться говорить, погрузился в свой собственный мир».

Когда симптомы у детей проявляются практически с рождения, мы говорим, что у него раннее начало аутизма. Про детей, которые сначала развивались обычно, но потом у них проявились симптомы в возрасте примерно от 16 до 20 месяцев, мы говорим, что у них было позднее начало аутизма. Любопытно, что сначала мы предполагали, что для детей с ранним началом заболевания прогноз наименее благоприятен. Оказалось, что это совершенно не так. Теперь мы знаем, что время начала аутизма не связано с прогнозом для ребенка.

Задержки, плато и спурты в развитии мозга

Второй ключевой факт, который мы узнали, выслушивая родителей детей-аутистов, состоял в том, что эти дети обучаются очень необычным образом. В то время как их не аутичные братья и сестры учатся ходить, говорить и взаимодействовать с другими людьми плавно и скоординировано, развитие детей-аутистов происходит по принципу «стоп и рывок вперед».

Другими словами, без аутизма психические навыки развиваются в предсказуемом возрасте, и их развитие напоминает плавный и контролируемый взлет самолета. При аутизме линия развития скорее напоминает пьяницу, который пытается забраться по лестнице, и то неожиданно падает и лежит, то поднимается на несколько ступенек сразу.

Мы сталкивались с этим снова и снова – сначала у детей нет вообще никакого прогресса развитии (скорбь и печаль), потом вдруг у них «неожиданно» появляются новые навыки (надежда и радость), а затем опять в развитии нет никаких изменений (снова скорбь и печаль), а потом все снова радуются очередному спурту.

Помимо чередования периодов плато и спуртов в развитии мы также наблюдали полное несоответствие между развитием разных областей психики. В норме основные этапы развития ребенка в области моторного развития (способность сидеть, ползать, ходить, бегать), в области речи (лепет, простые слова, повторение чужой речи, спонтанная речь) и в области взаимодействия с другими людьми и предметами более-менее соответствуют друг другу, развитие всех трех областей происходит гармонично.

Родители детей-аутистов рисовали нам совершенно иную картину. Ребенок-аутист может совершенно нормально развиваться в одной области (способность сидеть, стоять, ходить и бегать), в то время как в другой области будет наблюдаться период плато (начал говорить, но в течение года речь не продвинулась дальше называния предметов), в то время как в третьей области, взаимодействии с людьми и предметами, наблюдается очень неровный, но постоянный прогресс.

Если представить психическое развитие как игру симфонического оркестра, то если в норме дирижер следит за слаженной игрой разных инструментов, то при аутизме дирижер куда-то ушел и каждый отдел оркестра играет по собственному усмотрению.

Вскоре стало очевидно, что развитие по принципу «стоп и рывок вперед» (чередование периодов плато и спуртов) и диссоциация различных областей развития – это и есть ключевые признаки аутизма и синдрома Аспергера. Это уникальные особенности развития, которые не характерны ни для одного другого известного мне заболевания. Например, если у ребенка есть обычная «умственная отсталость», то у него будет наблюдаться задержка по всем трем направлениям развития (моторика, язык и социальное взаимодействие). Точно так же, если ребенок утратил ранее приобретенные навыки в результате травмы и повреждения головного мозга (например, в результате автокатастрофы), то восстановление зависит от первоначальной тяжести травмы.

Вскоре, благодаря выслушиванию родителей, мы поняли простую истину: если вы наблюдаете или слышите о ребенке с необычным развитием, когда периоды плато сочетаются со спуртами, а различные области развития не соответствуют друг другу, то следует заподозрить аутизм или синдром Аспергера. …

Симптомы, связанные с задержками в развитии

Задержка сенсорно-моторного развития

Мы не только слушали родителей, но так же наблюдали за их детьми через одностороннее стекло. Мы записывали поведение детей по несколько часов каждый день, семь дней в неделю, в дневное время и вечером, когда ребенок был один, когда ребенок был со своими родителями, с медсестрами или с нами.

Очень скоро мы заметили, что у этих детей было очень много различных видов повторяющегося поведения. Объем этих видов поведения оставался неизменным в течение многих недель. Например, если ребенок размахивал кистями рук, то в течение каждой недели он махал кистями рук одно и то же количество часов. Ребенок мог «подсесть» на поглаживание различных поверхностей пальцами, кручение различных предметов, на раскачивание взад-вперед или на махание пальцами перед глазами, но эти виды поведения имели одинаковый паттерн в течение продолжительного периода времени.

Это помогло нам понять следующее: виды повторяющегося поведения при аутизме вызываются внутренними факторами, они являются полностью непроизвольными, и их можно модифицировать (уменьшить) только в определенных пределах. Эти виды поведения все равно, что дыхание. Я мог бы предложить вам миллион долларов за то, что вы не будете дышать в течение часа, но вы не сможете этого сделать – ваше дыхание может быть произвольным лишь частично и вызывается внутренними факторами.

Пристально наблюдая за этими детьми, мы были поражены их способностью проявлять необычайную чувствительность к определенным ощущениям, а потом внезапное отсутствие реакции даже на сильные стимулы. Такое ощущение, что их мозг сначала «настраивается» на определенные ощущения, а потом «настройки сбиваются». Это все равно что радиоприемник, который никак не может остаться на одной и той же станции.

Такое включение и выключение чувствительности к стимулам, например, то чрезмерная реакция, то полное отсутствие реакции на один и тот же звук, оказались настолько распространенным явлением, что мы поняли – это еще один ключевой признак аутизма. Доктор Орниц предложил называть это явление термином «перцептивное непостоянство».

Вот несколько типичных примеров того, что мы называем «сенсорно-моторными симптомами», которые могут повлиять любое чувство. Во время чтения этих примеров попытайтесь представить, что у вас аутизм, и вы то настраиваетесь, то теряете настройки к тем или иным ощущениям. Что вы почувствуете, если во время чтения свет внезапно станет таким тусклым, что вы не сможете разобрать ни одной буквы, а потом внезапно таким ярким, что вам придется зажмуриться, потому что вы не можете смотреть на белую страницу? Или, например, представьте, что я читаю вам лекцию, и в один момент вы слышите лишь неразборчивый шепот, а потом я вдруг оглушительно кричу так, что у вас болят уши. Это и есть «перцептивное непостоянство», о котором дети-аутисты рассказывают нам – с помощью слов или самим своим поведением.

Слух

У многих наших пациентов ранее проверяли слух. Вот типичный отрывок из первичного интервью с одной семьей:

«Почему вы проверяли слух маленького Хуана?» - спрашиваем мы.

«Бабушка считала, что он глухой, потому что иногда она звала его по имени, а он не отвечал. Однажды она специально уронила стул позади него, и он не обернулся», - отвечает мать.

«Вы думали, что он глухой?» - спрашиваем мы.

«Вовсе нет, потому что когда папа приезжает домой с работы, дорожка с гравием немножко трещит, и он тут же бросается к двери. Если мимо пролетает самолет, он смотрит в окно еще до того, как мы сами что-то услышим. Так что я понимала, что он не глухой, но все равно согласилась его проверить – не хотелось спорить с бабушкой, понимаете?»

Другая проблема со слухом, о которой мы часто слышим (простите за каламбур) – это чрезмерная чувствительность к звукам с высоким тоном. Пылесосы, кофемолки и дрели – это одни из самых распространенных причин истерик с диким криком. Так что если вы встретите в автобусе ребенка теплыми наушниками на голове, хотя сейчас жаркое лето – с большой вероятностью это проявление аутизма.

Зрение

Один и тот же ребенок может врезаться в стулья и столы, словно не видя их, но в состоянии разглядеть едва заметные следы на песке. Длительное смотрение в одну точку, тряска пальцами, карандашами или палками перед глазами, продолжительное раскручивание колесика игрушечной машины, взгляд искоса и рассматривание предметов с крайне близкого расстояния – это типичные примеры зрительной «сенсорно-моторной игры». Когда мы слышим, что маленький Джуниор всегда знает время начала телешоу вроде «Колеса фортуны» и требует его просмотра, это подтверждает возможный аутизм. (Почему? Там вращается колесо, и мигают лампочки).

Вестибулярные ощущения

Вращение на одном месте и длительное наблюдение за вращающимися предметами без головокружения – это типичные виды повторяющегося поведения среди аутистов. Когда мы слышим, что любимая игрушка ребенка – это юла, или что он часами может раскручивать колесико игрушечной машинки, то наши подозрения насчет аутизма усиливаются. Однообразная игра с паровозиком, который ездит по кругу, рассматривание потолочных вентиляторов или пластинок, играющих на проигрывателе, повторяющаяся игра с мигающим светом – это типичное повторяющееся поведение при аутизме.

Мы знали одну женщину с синдромом Аспергера, которая работала электротехником в лаборатории. Она установила на своей работе автомобильную «мигалку» и каждый час смотрела на нее в течение нескольких минут. Такая же мигалка была у нее дома для выходных дней. По ее словам, рассматривание мигающего света ее успокаивало и помогало сосредоточиться. Прыжки на батуте – это еще один пример поиска вестибулярных ощущений, и это занятие обожают многие дети, да и взрослые люди с аутизмом.

Температурная регуляция

Один и тот же ребенок может сегодня отказываться снимать пальто в комнате, а завтра выйти на улицу и снять рубашку во время игры в снегу без каких-либо признаков того, что ему холодно. Мы встречали детей-аутистов, которые хватали что-то горячее и серьезно обжигались, но при этом даже не вскрикивали.

Боль

Большие синяки, глубокие порезы и ссадины могут появляться без малейших признаков боли. Мы часто наблюдали, как дети защемляли себе пальцы до практически черных синяков, но при этом вели себя, как будто ничего не случилось. Недостаточная реакция на боль может затруднять диагностику медицинских заболеваний. Например, у одной маленькой аутичной девочки был аппендицит, но она страдала от него несколько дней, не подавая никаких признаков боли, прежде чем все не поняли, почему она перестала есть и пить и устраивала истерики. У нее был необыкновенно высокий болевой порог.

Я считаю, что при аутизме системы мозга иногда фильтруют болевые сигналы таким образом, что ребенок не реагирует на них обычным образом, в то время как в других ситуациях болевые ощущения многократно усиливаются. То же самое происходит со слухом и всеми другими чувствами ребенка – мозг искажает их в одну или другую сторону. Такая особенность мозга и обеспечивает «перцептивное непостоянство».

Запах

Многие дети-аутисты полностью игнорируют очень резкие и неприятные запахи сегодня, а завтра они чрезмерно сильно реагируют на очень незначительный запах. Семья может очень смущаться, когда их четырехлетний сын то и дело прижимается носом к совершенно незнакомым людям и громко принюхивается. Очень часто встречается временная чрезмерная чувствительность к запахам ванной комнаты, кухни или духам матери.

Ощущение позы тела

Некоторые дети-аутисты могут часами сидеть в одной и той же позе, не двигаясь. Это вызвано недостаточной чувствительностью к позе тела (проприоцепции). С другой стороны, другие дети могут постоянно двигаться и дергаться, словно они не состоянии усидеть на месте. Многие дети получают удовольствие от раскачивания тела, то есть проприоцептивной стимуляции, и такое раскачивание может продолжаться бесконечно.

Вкус

«Он не ест ничего кроме биг-маков», «Он соглашается есть только сырную пиццу», «Он ест пиццу только из одной пиццерии в городе», «Она ест только разваренные макароны», «Он не ест ничего кроме…». Такие описания привередливых едоков практически повсеместны. При этом пищевые пристрастия могут резко меняться в зависимости от времени суток, на следующий день или через несколько недель.

Осязание

Сейчас ребенок трется о жесткую поверхность до синяков и крови на коже, а через несколько часов рыдает и дергается от легкого прикосновения. Дети часам разглаживают волосы матери, мнут бумагу или держат руки под струей воды, чтобы получить приятные ощущения от прикосновений. К физиотерапевтам часто обращаются с просьбами снизить чувствительность детей к определенным поверхностям.

Другой пример повышенной чувствительности – когда ребенок соглашается есть только совсем мягкую еду в виде пюре. Многие маленькие аутисты проходят фазу, когда им приходится всю еду пропускать через мясорубку - они выплевывают любые твердые кусочки пищи. Мы обследовали несколько таких детей, чтобы определить, что вызывает плевки едой – вкус или осязание. Оказалось, что они выплевывают именно твердые куски пищи, независимо от ее вкуса. Не буду вдаваться в подробности нашего эксперимента, скажу только, что счета из прачечной были высоки.

Все симптомы, которые мы описали выше, вызваны замедленным или неправильным развитием отдела мозга, который модулирует или регулирует чувствительность и реакции на ощущения. Ни одна такая реакция не является уникальной именно для аутизма, каждая такая особенность может встречаться у типично развивающегося ребенка, хотя и только в течение короткого времени. Например, очень многие маленькие дети любят кружиться на месте, машут кистями рук, пропускают воду и песок сквозь пальцы, подпрыгивают на месте или пугаются громких звуков. Строго говоря, родители тратят миллиарды долларов на игрушки и поездки в Диснейленд, чтобы обеспечить своих детей подобными сенсорными ощущениями. (Звучит довольно глупо, но на самом деле мы именно за это и платим).

Я только хочу сказать, что ни один вид сенсорно-моторного поведения или даже несколько видов такого поведения не является уникальным только для аутизма и синдрома Аспергера. Уникальным проявлением такого расстройства является сохранение чрезмерной и заниженной реакции на ощущения в том возрасте, когда другие дети это перерастают. Другими словами, речь идет о задержке в развитии, о плато, о том, что определенный отдел мозга остался недостаточно развитым. По счастью, большинство аутистов переживают спурты развития мозга, и эти симптомы у них исчезают. К сожалению, в некоторых случаях они сохраняются и во взрослом возрасте.
взято отсюда
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Что такое аутизм?

Сообщение Jeanne » 20 апр 2012, 20:18

О прикосновениях:
с прикосновениями и обниманиями - не всегда и не со всеми одинаково
зависит от многих вещей
часто с друзьями легко, особенно когда встречаемся вдвоём
и особенно когда давно не виделись
_
пугают движения, направленные в мою сторону
_
если движение направлено с моей стороны и встречное тоже есть - это не пугает, это приятное и хорошее!
если моего нет или моё недостаточно сильное - то встречное ужасно пугает.

Взято из дневника девушки http://kat-k-t.livejournal.com/356184.html
Но как глубоко она описывает свои состояния, которые нейротипикам не понятны и странны..
На тему встечного движения я поводила эксперимент со своим сыном. Например, забегала к нему в комнату с целью схватить на руки или даже медленно шла к нему с целью как-то прикоснуться в игре, НО когда он этого не ожидал. И какой же ужас был каждый раз в его глазах. Если я шла как-то не так (например топала или тяжело ступала) он с увеличенными от ужаса глазами повторял "Это кто???" "Ты мама???" И я поняла и приняла это состояние... этот ужас от неожиданного встречного движения.. стараюсь так не делать.
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Что такое аутизм?

Сообщение valeryanovna » 21 апр 2012, 17:49

Сайт «Про аутизм» является полностью некоммерческим частным проектом. Его цель – привлечь внимание к личному опыту и реальности аутистов и их близких.
http://pro-autizm.ru/pro-autizm-about/
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 446
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Что такое аутизм?

Сообщение natuson » 14 апр 2013, 19:22

Хорошая статья про аутизм на сайте "доктор Папа". Кстати неплохой сайт, много развивашек, песенок, музыки, игр, советую покопаться.

Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.



О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок – аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц – два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми – аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети – аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он»- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии – бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Несмотря на то, что дети – аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Родители, которые имеют детей – аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей – аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей, помочь им найти контакт с внешним миром. Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка. Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

Несколько рекомендаций для родителей:

- ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

- режим, дети – аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

- необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.

- необходимо научить ребенка слову «стоп». Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово «стоп», это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать «Стоп», со временем он поймет, чего от него добиваются;

- аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом;

- не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день:

- необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;

- желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;

- большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь «тайный» уголок – место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать;

- необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;

- дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;

- необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;

- найдите хорошего врача – психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;

- важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который дествительно индивидуально подходит ребенку;

- дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка;

- дети, страдающие аутизмом, часто имеют недостаток цинка и избыток меди. Необходимо регулярно исследовать кровь ребенка на определение уровня минералов и, при необходимости, давать минеральные добавки;

- хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: » Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».

2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой…

Удачи вам и терпенья. DoctorPapa.


http://www.doktorpapa.ru/blog/216
Аватара пользователя
natuson
Старожил
 
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 16 янв 2013, 10:53

Re: Что такое аутизм?

Сообщение valeryanovna » 15 апр 2013, 08:53

Вот эти слова должны стать девизом всей вашей ближайшей жизни, ну или по крайней мере на 5 лет вперед в жизни малыша. Они ключевые в коррекции аутизма.
Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка. Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

Хорошая статья. И заметно завуалированное использование методов АВА-терапии. Радует, что хоть в таком виде, но АВА прочно начинает входить в рекомендации по работе с аутятами.
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 446
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Что такое аутизм?

Сообщение Jeanne » 15 апр 2013, 09:17

Наташ, ты это все таки выделила :))) Спасибо!!
Ибо говорить всем родителям о том, что всю работу (абсолютно любую) по коррекции нужно вводить в жизнь и ЕЖЕДНЕВНО работать, уже язык болит напоминать :))
И часто бывает заставить трудно, не ребенка.... а себя ежедневно поднимать задницу и по 100 раз "долбить" одно и то же, совершенно не зная, когда оно "выстрелит".
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45


Вернуться в Аутизм. Все, что мы о нем знаем.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0