Сенсорная интеграция. Что это?!

Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 17 фев 2012, 20:38

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (SI).

Метод был впервые разработан доктором Jean Ayres - эрготерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти доктора Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.


Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение.


Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый эрготерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами - такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.

Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.


Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемы связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам. Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или "разрядиться" через прыжки или стойку на голове, чтобы дать себе возможность сконцентрироваться. Или которым лучше думается в ванне. Или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создовать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Коррекция возможна. Мы по себе знаем, что не сразу, но со временем научились ходить, говорить и даже пить горячий чай :)Некоторые регулярно привыкают к новым очкам. Значит, при необходимости, мы можем адаптироваться ко многому.

Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Так, малыш сначала слышит разрозненный набор звуков. Затем, вместе с чувством ритма приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Он учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан. Чаще все происходит само, и тогда сенсорная интеграция лишь помогает и ускоряет. Иногда же по разным причинам ребенок может не научиться или научиться неправильно, тогда интеграция помогает родителям понять суть проблем, дает приемы для облегчения жизни на текущий момент и приемы для коррекции.

Родители ребенка могут не знать, почему он в данный момент ощущает себя "не в своей тарелке". Взрослые могут не осознавать причин рассеянности, раздражительности и мигреней. Они могут просто знать приемы приведения в чувство: душ, ванна, глубокий массаж или передвигание тяжестей, определенные запахи или музыка, - по сути приемы увеличения-уменьшения сенсорных воздействий.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Возможно, материалы [о сенсорной интеграции] помогут вам разобраться и подобрать несколько новых методов.
статья отсюда
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 17 фев 2012, 20:45

Сенсорный мир обычного человека.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут,либо станут настолько сильными,что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.Для примера:представьте,что у вас пропал слух.Либо наоборот:звуки стали настолько резкими и громкими,что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма,а также других заболеваний,включающих в себя синдром Задержки психического развития.


Сенсорный мир аутиста.

Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом:стереотипии,ритуалы,самостимуляция,аутоагрессия,эхолалия.С помощью такой «защиты» аутист всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения,успокоить себя,почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своём уникальном мире….
Вот фраза человека с аутизмом,наиболее точно характеризующая его ощущения:

«Когда у меня сенсорная перегрузка,то я просто «отключаюсь»;начинается то,что называется фрагментацией…….это очень странно,всё равно,что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».

Или вот,например,мой сын:когда он попадает в место,где много знакомых и незнакомых людей,будь то магазин,рынок,поликлиника,чей-то день рождения,он включает свою «защиту» от чрезмерного сенсорного воздействия несколькими способами.Либо он «уходит в себя»,и когда он в таком состоянии «чрезмерной задумчивости», до него очень трудно достучаться;либо использует более «щадящий» способ-садится за компьютер или играет в игры на сотовом телефоне…конечно «справляться» он научился не сразу.Сначала были жуткие истерики,невозможно было завести его в магазин,пойти с ним в гости,присутствовать на утреннике в детсаду и.т.п.,но он всё же «интегрировался»в общество,но сообразно своим личностным особенностям.Ну и по мере его роста и развития он уже взаимодействует с людьми всё больше и больше и «отключения» бывают намного реже.


Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно.Итак,рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы,а также узнаем,какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- потребность раскачиваться, качаться, вращаться,бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ
- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
- укачивание в машине,самолёте.
- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле



Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий;»натыкается» на мебель,не может достаточно опустить голову,чтобы избежать удара о ветку дерева и.т.д.
- часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ
- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то,несодружественное движение руками при ходьбе.


Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
- некоторые люди могут лизать вещи

ОВЧ
- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
- неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

ОВЧ
- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг,»режут» глаза.
- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом


Слух (аудио система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
- человек не распознает определенные звуки
- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

ОВЧ
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
- неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.


Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- сильно сжимает других людей
- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль
- практикует самоповреждения (аутоагрессия)
- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ
- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
- не любит надевать что-либо на руки или стопы
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы
- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», - Gillingham, G. (1995). p. 3


Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- любит очень острую еду
- ест буквально все – землю, траву, ткань,зубную пасту и.т.п.

ОВЧ
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое


Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

Стратегии помощи.

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Интеграционые занятия и идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.


Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще
- обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу
- прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.Обязательное изучение материалов различной фактуры.


Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.
- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен.

При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия.Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

При высокой сенсорной чувствительности.
- сопровождайте любые действия визуальными подсказками:предметами,карточками,игрушками.

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)


Некоторые виды сенсорных нарушений ,их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

- Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

- Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

- Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

- Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

-Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет,человека-это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и баланса. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание,иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, .

Взято с форума http://www.rodnulka.com/viewtopic.php?f=25&t=198
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 04 апр 2012, 20:03

Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение.
Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.




Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблеми связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам. Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или "разрядиться" через прыжки или стойку на голове, чтобы дать себе возможность сконцентрироваться. Или которым лучше думается в ванне. Или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создовать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Коррекция возможна. Мы по себе знаем, что не сразу, но со временем научились ходить, говорить и даже пить горячий чай :)Некоторые регулярно привыкают к новым очкам. Значит, при необходимости, мы можем адаптироваться ко многому.

Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Так, малыш сначала слышит разрозненный набор звуков. Затем, вместе с чувством ритма приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Он учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан. Чаще все происходит само, и тогда сенсорная интеграция лишь помогает и ускоряет. Иногда же по разным причинам ребенок может не научиться или научиться неправильно, тогда интеграция помогает родителям понять суть проблем, дает приемы для облегчения жизни на текущий момент и приемы для коррекции.

Родители ребенка могут не знать, почему он в данный момент ощущает себя "не в своей тарелке". Взрослые могут не осознавать причин рассеянности, раздражительности и мигреней. Они могут просто знать приемы приведения в чувство: душ, ванна, глубокий массаж или передвигание тяжестей, определенные запахи или музыка, - по сути приемы увеличения-уменьшения сенсорных воздействий.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Возможно, материалы [о сенсорной интеграции] помогут вам разобраться и подобрать несколько новых методов.

больше информации здесь
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 14 апр 2012, 19:27

Здесь можно скачать основные книги по проблемам сенсорной интеграции
http://www.si-speech.ru/105110801090107 ... 81072.html
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 16 апр 2012, 09:43

Sensory Integration Therapy - что это такое?
источник видео - http://www.cpdiscovery.com/
http://www.youtube.com/watch?v=qtszqdr4GW4 - часть 1
http://www.youtube.com/watch?v=rfOov_bS ... ure=relmfu - часть 2


Координация глаз-рука http://www.youtube.com/watch?v=3Xv9NK2Ml0U
Простое упражнение на координацию http://www.youtube.com/watch?v=-LbovFPq ... creen&NR=1

http://www.yourtherapysource.com/freestuff.html - здесь можно найти очень много материалов (печатных и видео) для сенсорной терапии

http://www.youtube.com/watch?v=anoTCI7m ... el&list=UL глаз-рука
http://www.youtube.com/watch?v=BwfzVXyr ... lf=channel глаз-рука
http://www.youtube.com/watch?v=RaNRFkMe ... playnext=1 - перешагиваем
http://www.youtube.com/watch?v=C9Tw7B3p ... el&list=UL как сделать балансир в домашних условиях
http://www.youtube.com/watch?v=R9G5mehc ... lf=channel глаз-рука и тренировка силы в кисти
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 05 май 2012, 20:31

На тему как выбирать специалиста по сенсорной интеграции пост Л.Н. Ененковой
И сейчас как раз настало то самое время, когда мы с вами не просто хотим получить сервис, а хотим получить качественный сервис и не просто от психолога или дефектолога "широкого профиля", а от узконаправленного опытного специалиста. Так мы дожили до времени, когда родители подняли вопрос о стандартах для АВА терапистов и супервайзеров-консультантов и теперь, со все возрастающим интересом изучают и интересуются сенсорной интеграцией. И тут тоже, как в случае с АВА, начали появляться "самовыдвиженцы" от сенсорной интеграции Laughing Ну куда ж в России без этого!

Итак, исходя из собственного уже большого опыта работы и в этом направлении тоже, решила с вами поделиться мыслями о том, какому специалисту можно доверить работу с ребенком в рамках сенсорной интеграции.

Естественно, у специалиста должно быть образование как-то максимально приближенное к теме: если это психолог, то со знанием основ телесной терапии, если это дефектолог, то с собственным опытом и проработкой своих телесных и сенсорных проблем через посещение хотя бы одного курса телесно-ориентированной психотерапии любого направления либо кинезиотерапии. Это не учеба, а именно клиентский курс, когда уберутся с помощью специалистов собственные телесные перекосы и зажимы специалиста, обострится, откроется или усовершенствуется его собственная телесно-сенсорная чувствительность. Посещение таким специалистом периодически курсов массажа, кранио-терапии или любого другого помогающего специалиста в области восстановления собственного физического и душевного здоровья тоже очень желательно, поскольку наше тело впитывает в себя все перекосы с которыми мы работаем в близком телесном контакте. Работа специалиста по сенсорной интеграции это именно работа в тесном телесном контакте с ребенком, а не просто отдавание команд на расстоянии! И, безусловно, у хорошего специалиста не может быть потока, конвейера. Это штучная работа! Если у специалиста 3-4 ребенка в день-это тот максимум, при котором специалист ресурсен и может действительно оказать помощь ребенку, если больше-это профанация, во всяком случае со следующими после 4го ребенка-точно! И никто не переубедит меня в том, что он может принимать ежедневно по 6-10 человек и оставаться ресурсным и креативным в течение всего учебного года ! Ну,если только тот специалист не заряжается в конце дня от какой-нибудь супер-батарейки с режимами эмоционально-физического восстановления.

У групповой работы другие законы и требования, там может быть работа специалиста в группе с детьми, но, опять-таки, не больше, чем 3 группы детей в день.

Отсюда совет: хотите получить максимальную отдачу от специалиста на занятии, записывайте ребенка на начало его приема.

Дальше знание специалистом теории: нейрофизиология и нейропсихология в арсенале его знаний должны быть обязательными если не виде основного образования, то курсов повышения квалификации или посещения обучающих семинаров, мастер-классов от специалистов целенаправленно и профессионально работающих в этой области.

Знание норм физического и сенсомотроного развития нейротипичного ребенка обязательно! Иначе как будет определяться планка к которой нужно тянуть ребенка в данном возрастном периоде? Сейчас мы не касаемся патологии в виде ДЦП и прогридиентных заболеваний нервной системы с распадом двигательных навыков, мы говорим об аутистическом спектре , где моторные навыки сохранны, но страдает их объем и сбалансированность.

Такой специалист должен быть знаком с понятиями сенсорная интеграция, сенсорная модуляция, сенсорная дезинтеграция, уровни построения движений, онтогенез развития, дизонтогенетические стигмы и особенности развития и восприятия при различных патологиях физического и умственного развития ребенка.

Желательно, чтобы специалист ориентировался в нетрадиционных методах оздоровления, максимально помогающих ребенку и родителям , а если он себя позиционирует как специалист по сенсорной интеграции детей аутичного спектра, то знание им основ биомедицинского подхода к коррекции аутичного состояния ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО!! Для меня этим показателем является ответ таким специалистом на мой вопрос какими материалами и ресурсами по аутизму он пользуется? Если дальше книг Никольской и Морозова специалист не пошел,у меня к нему теряется интерес как к специалисту в области сенсорной интеграции , да и аутизма тоже.

И еще, наличие сенсорной комнаты с самым продвинутым оборудованием вовсе не показатель компетенции работающего там человека!!
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 10 май 2012, 06:45

13 видео-роликов от Porter Academy2000 по развитию детей, в т. ч. и по сенсорной интеграции http://www.youtube.com/watch?v=8jFAmoGw ... re=related
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 10 дек 2012, 10:19

Ененкова Любовь Николаевна в группе на Facebook поясняет коротко и ясно, что есть СИ и различия с другими методами.

Взяться за написание довольно длинного поста меня понудил прочитанный сегодня диалог между родителями в сообществе ХЧ,где обсуждали сенсорную интеграцию В итоге,я поняла,что нет у нас пока четкого понимания и разграничения разных методик,методов и ,как следствие,растущее неудовольствие результатами так называемой "сенсорной терапии" от..и дальше разные фамилии,методы,подходы,но подающиеся под маркой сенсорная интеграция,как совсем недавно все то же самое подавалось под названием психомоторная коррекция. Это нормально,есть спрос,предложения не заставят себя ждать.
Так вот:
Есть понятие сенсорно-интегративная терапия,т.е. это не набор покатушек и качаний,прыганий,а строго выстроенная система со свои первоначальным тестированием,диагностированием,составлением индивидуальной программы ведения ребенка ,мониторингом его динамики и снова сменой программы если надо. Про АВА слышали все? Так вот СИТ практически та же АВА,но в своей области.В полном объеме и по правилам ,разработанным для детей с сенсорными проблемами, пока у нас не работает никто.Даже близко не подошли к системе Люси Миллер,основанной на теории Джин Айрес.Прочитать книгу Айрес совершенно не достаточно,чтобы вести именно терапию. Нужно учиться либо в центре Миллер очно,либо дистанционно.

Улла Кисслинг и ее методика "Сенсорная интеграция в диалоге"(это официальное название ее методики,а не только книги)это тоже новое для нас направление.Ему обязательно нужно учиться,а не просто прочитать книгу. К слову,обязательным для оборудования зала у Уллы является не только бочка с фасолью,но и "яйцо Кисслинг","гамак Кисслинг" причем строго определенного цвета,размера и внутреннего наполнения.И обязательное умение работать с ребенком по методу Фельденкрайза либо схожей технике телесно-ориентированной терапии. При работе по ее методике есть масса строго регламентированных постулатов,которые тоже не следует нарушать.К сожалению,строго следуя канонам методики Кисслинг, у нас никто не работает.И не потому что нет оборудованного как у нее зла,к слову,очень аскетично оборудованного.

Кинезиотерапия - (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно "лечение движением" - одна из форм лечебной физкультуры.Т.е вести занятия должен врач либо психолог,прошедший соответствующий сертификационный курс.

Все остальное,что сейчас есть на поле именуемом сенсорная интеграция у нас, это миксы многих направлений,в том числе и телесно-ориентированной терапии,психомоторной коррекции. Это в лучшем случае. В худшем-бесцельное посещение "дискотеки" под названием сенсорная комната,в которой у ребенка не учитываются ни его потребности,ни возможности адаптации к такому количеству сенсорных стимулов.

Мне бы хотелось,чтобы вы немного прпояснили для себя,что если работают с телом,но через игры,создание ситуаций-это работа в рамках телесно-ориентированного подхода.

Если со слуховым,тактильным,зрительным,вестибулярным,проприоцептивным,вкусовым,обонятельным восприятием в рамках цикла занятий- это работа рамках сенсорной интеграции.
Если занятия назначены по результатам нейропсихологического тестирования ребенка,где велся протокол,озвучились выводы и рекомендации,то это занятия в рамках психомоторной коррекции.
Если ползают,прыгают,бегают с учетом определенной патологии или отклонении в здоровье под руководством врача-это ЛФК или кинезиотерапия.
Очень надеюсь на то,что хоть чуть прояснила ситуацию и на поле услуг по сенсорной интеграции.


Обсуждение на Facebook
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 26 фев 2013, 10:31

Вот ссылка на сайт, где Ененкова Л.Н. модератор. Наверное самый информативный и грамотный ресурс по Сенсорной интеграции в России.
https://sites.google.com/site/avameidinru/Home
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение Jeanne » 05 мар 2013, 20:27

Статья от BabyContact
Танцующие малыши и родители


В августе мы с Альфией были на семинаре у Уллы Кислинг, автора метода "Сенсорная интеграция". На русском есть ее книга (она есть онлайн), но мне все равно хочется выложить здесь некоторые материалы про этот подход, потому что он и по ценностям, и по отношению к ребенку, и по практическим фокусам очень близок бэбиконтакту...


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ
Ангельское терпение требует дьявольской силы.
Аватара пользователя
Jeanne
Администратор
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 20:45

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 27 мар 2013, 05:17

От https://www.facebook.com/sensorica.Moscow?sk=wall
Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития
Американская исследовательница и терапевт Э. Дж. Айрес в своей книге «Ребенок и сенсорная интеграция» (2009), дает определение понятию «Сенсорная интеграция». Исходя из трактовки автора, сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств, всего тела и мозга. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему. Она организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, цвет, величина, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), а также формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. О сенсорной интеграции свидетельствует, например, то, что все виды сенсорных импульсов сходятся в вестибулярном ядре и ретикулярной формации мозгового ствола. Затем часть этого потока направляется в таламус в верхней области ствола для последующей интеграции. Завершается сенсорная интеграция в полушариях мозга, где данные от отдаленных рецепторов - зрительных и слуховых -обрабатываются, превращаясь в точные перцептивные образы и ассоциации. Ряд авторов [1, 2 и др.] описывают механизмы влияния вестибулярной активности на обработку зрительных и слуховых сигналов в коре головного мозга указывают на взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживается в анатомическом единстве: периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения. Вестибулярная система формирует связь между телесными ощущениями и внешними событиями. Известно, что тактильные ощущения поступают в головной мозг от каждого миллиметра кожи и идут почти во все области мозга. При отсутствии тактильных контактов нервная система, как правило, не может работать сбалансировано. В связи с этим нарушение почти в любой части мозга, скорее всего, скажется и на тактильной чувствительности. Сенсорные функции [3] развиваются в тесной связи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи......

.....Исходя из выше описанного своеобразия сенсорной интеграции детей рассматриваемой категории, очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, жизненно необходимыми двигательными, социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на всем ходе физического и психического развития детей. В связи с этим, прежде чем предъявлять ребенку учебный материал, вначале рекомендуется создать такие сенсорно-стимулирующие условия, при которых могут быть оптимально задействованы психомоторные возможности ребенка.

Вся статья http://bmsi.ru/doc/07c54103-443e-4b79-aaca-10c1f4b2c2ae
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23

Re: Сенсорная интеграция. Что это?!

Сообщение valeryanovna » 13 апр 2014, 19:23

Некоммерческое Партнерство "Ассоциация специалистов сенсорной интеграции"

http://sensint.ru/
и форум http://sensint.ru/forumy/obshchaya-diskussiya
Аватара пользователя
valeryanovna
Модератор
 
Сообщения: 514
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 12:23


Вернуться в Сенсорные проблемы и пути их решения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0