Страница 1 из 2
Развитие речи
Добавлено:
16 фев 2012, 09:05
valeryanovna
Речь, коммуникация, социальное взаимодействие. То,что нарушено у любого ребенка аутического спектра. В этой теме мы предлагаем размещать интересные материалы по развитию речи. Надеемся на участие логопеда-дефектолога.
Re: Развитие речи
Добавлено:
06 апр 2012, 05:33
valeryanovna
Питерси М. и Трилор Р.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Одна из главных человеческих потребностей – потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.
Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему – понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.
В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие "общение", отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми – совсем крошками и постарше.
В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться. http://pedlib.ru/Books/5/0359/index.shtml
Книга 6: Восприятие речи. http://pedlib.ru/Books/6/0160/6_0160-1.shtml
Re: Развитие речи
Добавлено:
06 апр 2012, 05:36
valeryanovna
Большой каталог книг по коррекции речи у детей с особенностями развития, для родителей и педагогов.
http://lubov-s-riskom-dlya-zhizni.ru/ko ... edagogika/
Re: Развитие речи
Добавлено:
06 апр 2012, 05:39
valeryanovna
В помощь родителям по развитию связной речи малыша
http://poznaika.com/index.php?option=co ... tid=6:rech
Чтобы перейти к самим занятиям нажмите слово "РЕЧЬ" в блоке "Развитие" слева от текста.
Re: Развитие речи
Добавлено:
18 апр 2012, 10:43
valeryanovna
Из книги Е.Е.Карвасарской "Осознанный аутизм..."
Отсутствие речи и ее нарушения при аутизме, как правило, вторичны.
Поэтому и работа логопеда-дефектолога на первых этапах также вторична. Позже для развития речи и ее усложнения логопед-дефектолог действительно нужен. Но в первую очередь необходима работа с аутизмом, а не с речью, — соответственно это работа психологов и психотерапевтов с психологическими проблемами семьи и ребенка.
Не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы работать с аутистами, но чтобы работать качественно, нужно понимать ребенка изнутри, понимать, что с ним и почему.
Илья увидел игрушечную бочку и тут же прокомментировал:
— Это квас.
— А что это такое? — вступаю я.
Не дождавшись никакого ответа, отвечаю сама и прошу Илью повторить:
— Это такой напиток.
— Напиток, — повторяет Илья.
— А еще какие напитки ты знаешь? — Вижу, что он не понимает вопроса, и немного меняю формулировку. — Что еще можно пить?
— Чай.
— Отлично, чай. Чай — это напиток. А еще что можно пить? Какие еще напитки ты знаешь?
И т.д.
Часто дети говорят что-то как бы в пустоту. Важно в этот момент обратить внимание на слова ребенка, включить их в контекст общения, не дав повиснуть в воздухе. Надо развить и поддержать диалог. Это и развитие речи, и развитие понятий... Можно найти еще с десяток позитивных целей. И так в любой совместной деятельности с ребенком.
Описывать и понимать одну картинку, как и мультфильм, можно очень и очень долго. Сначала на основе вопросов, как открытых, так и закрытых, например: «Это кто? А где волк? А что он делает? Кто зайца поймал? Куда потащил? Какого цвета волк? А заяц? А что еще серое? Какой он? Веселый? Грустный? А грустный — это какой, покажи, нарисуй? А веселый?» И так далее. Когда вопросы иссякнут, можно придумывать продолжение сюжета: «А что будет потом? Куда пойдет? Кого встретит? Что скажет? Или, наоборот, — что было до? Откуда пришел? Где рос? От кого убежал? Кого встречал? Что делал?» И так, цепляясь к каждому слову, плести паутину, повторяя, уточняя, помогая, вместе вспоминая, отвечая и фантазируя. Такой подробный разбор учит обращать внимание, видеть, замечать, понимать, выражать и переносить новый опыт на восприятие всего остального, что окружает ребенка в повседневной жизни.
Всегда можно найти, к чему «прицепиться», — можно описывать цвета, материал, действия, формы, людей и их состояния, эмоции, природу, погоду, качества, характеристики, понятия, взаимосвязи, причинно-следственные связи и пр. и пр.
Аутичный ребенок делает массу ошибок в простейших вещах, говорит невпопад, как правило, не по причине истинного непонимания, а из-за невозможности включиться, из-за повышенной тревожности. Из-за того, что делает все, например, читает, на автомате. То есть читает не смысл, а буквы или слова, а это механическое чтение, не требующее присутствия. Следовательно, сначала необходимо «включить» ребенка, понизить уровень тревожности, повысить уверенность и чувство защищенности, а уже потом чего-то хотеть от него, например, осмысленного чтения, которое скорее всего станет намного хуже с точки зрения техники, но лучше в отношении понимания прочитанного.
Re: Развитие речи
Добавлено:
18 апр 2012, 18:37
Selena9
Спасибо за информацию. Нужно все постепенно изучать и стараться использовать.
Re: Развитие речи
Добавлено:
19 апр 2012, 18:19
valeryanovna
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста помогайте развивать ему руки: пальцы и кисти. Играя с детьми в пальчиковые игры, вы можете сами фантазировать и придумывать движения к любимым стихам или сочинять сказки и истории сами.
Потрясающая подборка видео пальчиковых игр по детским стихам http://www.youtube.com/user/Mihail33a
Чтобы посмотреть все видео - нажмите внизу "Загрузить еще 10 видео"
Re: Развитие речи
Добавлено:
22 апр 2012, 12:11
valeryanovna
Глен Доман - американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).http://www.glen-doman.ru/
Здесь можно найти отличные презентации по расширению словарного запаса ребенка по карточкам Г.Домана. Нам очень помогли эти картинки для формирования лексики. http://grukhina.ru/iblock/child/igry/ka ... _i_fauna_/ Их в идеале надо распечатать, заламинировать и дать ребенку. Но мы занимались просто с компьютера. Очень рекомендую.
Re: Развитие речи
Добавлено:
22 апр 2012, 12:30
Jeanne
По поводу карточек Домана... кому больше нравятся готовые и финансы позволяют (хотя не факт что печатать и ламинировать дешевле) в Умке есть уже готовые, правда в данный момент не все из тех, которые даны на сайте. Есть еще похожие, но Белорусские, они подешевле т.к. просто на картоне.
Домановские стоят около 80 р. за комплект, а Белорусские 35 р.
Re: Развитие речи
Добавлено:
22 апр 2012, 17:10
valeryanovna
Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры - их можно обсудить здесь.http://forums.rusmedserv.com/forumdisplay.php?f=151
Этапы развития собственной/экспрессивной речи ребенка. http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40388
Понимание речи/ развитие импрессивной речи http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=104307
Re: Развитие речи
Добавлено:
22 апр 2012, 17:51
valeryanovna
Тищенко Т.Н. "Учим говорить особенного ребенка " 2 части, "Учим говорить и читать" http://tischenko.ucoz.ru/
Автор, дефектолог, мама позднооглохшего ребенка, обобщает свой многолетний опыт работы с детьми. Логопедические видео клипы http://sunchildren.narod.ru/tamaravid.html
Книга Р.Т. Августовой "Говори! Ты это можешь" http://pedlib.ru/Books/5/0292/
Re: Развитие речи
Добавлено:
24 апр 2012, 16:00
Jeanne
Морозова С.С.
Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандартизированные методики обследования речевого развития, возможно использование так называемых "речевых карт" (схем логопедического обследования). В то же время, большинство логопедических методик не приспособлено для использования при диагностике уровня речевого развития аутичных детей. На наш взгляд, более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.
читать статью
Полезная статья с методическими рекомендациями, как работать над развитием речи.
Re: Развитие речи
Добавлено:
06 май 2012, 18:27
valeryanovna
пересказы.jpg
С помощью этой книги можно повысить уровень речевого развития ребенка. Здесь собраны игры и упражнения с лексическим содержанием.
Начинается книга с традиционных упражнений на описание предмета по опорным схемам. Каждый символ схемы обозначает какое-либо качество или особенность предмета: цвет, форму, материал и т.д., что даёт возможность детям точнее и богаче построить рассказ-описание.
Затем следуют задания по пересказу текста. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений, используются предметно-графические схемы. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить определённый звук, закрепляя его не только в словах, но и в предложениях.
Всё это вместе взятое необходимо для своевременного развития речи детей, для последующего обучения в школе.
http://www.labirint.ru/books/187776/
тексты.jpg
Интерактивные тексты для вдумчивого чтения по оригинальной авторской методике. Развитие речи в пересказах и картинках по опорным словам.
Кому нужны тексты с дырками? Зачем надо читать "шиворот-навыворот"? А что это за тексты "с хвостами"?
Скажем по секрету: это "хитрость", которая придумана взрослыми для тех детей, кто только начинает читать, и тех, кто уже умеет, но не очень любит это делать. "Дырки" - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с "прятками" - целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее.
Но это еще не все. Помните, как в былые времена было: "МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ"? Традиционно для первого чтения использовались слова, разделенные на слоги черточками. Так малышу легче читать. Но время идет, меняются технологии. Опытный педагог, автор этой книги, подметила, что при таком обучении некоторые дети надолго задерживаются на этапе слогового чтения, и усовершенствовала процесс. В нашей книжке слоги в словах выделяются цветом. Так и каждый из них хорошо заметен, и слово при этом сохраняет целостность. Чтение сразу приобретает слитный характер.
Но и это еще не все. Научиться читать из букв слова - только полдела. Гораздо важнее превратить механическое чтение ребенка в осмысленное. И тут на помощь придут дополнительные задания и вопросы для беседы после чтения.
Учебно-методическое пособие для чтения взрослыми детям 5 - 8 лет.
http://www.labirint.ru/books/190266/
Re: Развитие речи
Добавлено:
13 июн 2012, 05:39
valeryanovna
Нуриева Лариса - Развитие речи у аутичных детей
В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно. Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией. Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном приложении. Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.
http://royallib.ru/book/nurieva_larisa/ ... detey.html
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить
Ребенок учится говорить... Это — источник радости для родителей, если речь малыша развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие речи задерживается или нарушается.
Цель данной книги — познакомить как воспитателей, так и широкий круг родителей с теми сведениями о развитии речи, которые накопили физиология и психология. Читатели узнают о том, что такое речь, как она возникла, легко ли взрослому и ребенку понимать друг друга и какова роль движений в развитии речи, что нужно говорить малышу и какие подбирать для него игры.
http://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1. ... k_page_top
Re: Развитие речи
Добавлено:
21 окт 2012, 20:34
Jeanne
очень полезный сайт для родителей по развитию речи. Логопедический сайт "Болтунишка"
Добро пожаловать на сайт «Болтунишка» -
логопедический сайт для заботливых родителей!
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ:
какие бывают речевые нарушения
—
почему возникают нарушения речи
—
как решать речевые проблемы
—
как формировать грамотную речь
http://www.boltun-spb.ru/mini.html
Re: Развитие речи
Добавлено:
29 янв 2013, 08:48
valeryanovna
сейчас у нас на повестке дня важный вопрос - речь. Паша заметно отстает в развитии связной последовательной речи, в построении высказываний, в пересказе собственными словами( шпарит наизусть все тексты) . Поэтому пытаемся работать в этом направлении всеми возможными способами. Буду здесь выкладывать ссылки на разные пособия, которые можно самим распечатать.
Последовательности - распечатать, разрезать, вместе с ребенком наклеить в правильной последовательности, придумать рассказ, разукрасить
http://www.liveinternet.ru/users/3290214/post119654981/
Re: Развитие речи
Добавлено:
29 янв 2013, 09:23
valeryanovna
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА В КАРТИНКАХ http://dob.1september.ru/article.php?ID=200100906
КАК НАУЧИТЬ ПОНИМАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ http://rudocs.exdat.com/docs/index-125184.html
Re: Развитие речи
Добавлено:
29 янв 2013, 09:53
valeryanovna
Галина Кагарлицкая: Что за чем и почему? http://www.labirint.ru/books/266712/
А еще у нас есть много книжек на развитие речи издательства КАРАПУЗ Покупали здесь http://www.razvivalki.ru/?agn=0&t=97&l=50 А весь каталог можно здесь посмотреть http://www.karapuz.com/shop/ Выбирайте серии КАРАПУЗ и ВОРОБУШЕК. Эти книги стоят очень дешево.
Re: Развитие речи
Добавлено:
13 мар 2013, 17:59
valeryanovna
речь.png
Нам достался от моей крестницы учебник И.В.Баранников, Л.А.Варковицкая " Русский язык в картинках" 1, 2 части. Такое классное пособие оказалось. Всем-всем перед школой рекомендую потренироваться. Его можно в Интернете скачать. Или купить в книжном.
* Пособие по развитию речи. Предназначено для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.
Содержит 400 картинок, которые распределены по лексическим темам (Школа, Семья, Домашние животные, Сад, Огород и т.д.)
Даны слова, предложения и короткие связные тексты, которые могут быть использованы при работе по картинкам, помещенным на данной странице.
* Вторая часть пособия "Русский язык в картинках". Предназначено для подготовительных и первых классов национальных школ. Её рекомендуется использовать как дополнительный иллюстративный материал, помогающий учащимся усвоить лексику и грамматический строй русского языка. При расположении материала авторы руководствовались лексическим и грамматико-фразеологическим принципами. Картинки, помещённые на каждом развороте пособия, объединены общей темой (в пионерском лагере, школа, занятия людей, средства связи, приготовление пищи, животноводство и т. п.).
речь1.png
речь2.png
Re: Развитие речи
Добавлено:
13 мар 2013, 18:33
Jeanne
А нас логопед задала задание на дом склонять существительные (наверное это так называется?) т.е. брать любое существительное и проходиться по всем числам одно гнездо, два гнезда, три гнезда, пять гнезд.......
Так у нас теперь это самая любимая игра, когда куда-то идем. я просто называю что попадается на глаза, например один столб... а Лёшка шпарит дальше до 10. И так все подряд. Если ошибается, то поправляю и он в последствии уже говорит правильно.
Не думала, что ему это понравится
Можете взять игру по развитию речи на вооружение.